Единственный мурал с изображением королевы Елизаветы II, первое в регионе детское страхование в режиме 24/7, отказ платить за газ и начисление стартового капитала выпускникам местной школы… Что общего у ОАЭ и Елизаветовки и под силу ли селу стать новым Монако, - рассказывает сельский голова Елизаветовки Максим Голосной.
— На посту сельского головы Елизаветовки Вы реализовали ряд программ, в частности – детского страхования. Расскажите об этой программе.
— Уже более трех лет практически все ученики местной школы в Елизаветовке с 1 по 11 класс застрахованы за счет местного бюджета. Страховка в режиме 24/7 с выплатой до 100 тыс. грн на любой травматизм и на 10 самых распространенных заболеваний среди учеников, в том числе, и онкология. Это хороший проект, который работает не только в Елизаветовке, а и за пределами области и Украины. Он неплохо себя показал, особенно в период карантина, когда родители не могли уделять достаточно внимания ребенку, особенно ученикам младших классов. Любой травматизм 100% «закрывался» по окончанию лечения страховой компанией.
— Такая система применима только к небольшим населенным пунктам или ее можно имплементировать в крупном областном центре (напр. Днепре)?
— Обязательно стоит ее внедрять вне Елизаветовки. Удивитесь, но страховка одного ребенка стоит всего 487 грн. в год. Все социальные новации, не только по страхованию, а и по защите малообеспеченных слоев населения, занимают всего 10% бюджетных средств. То есть, маленькая модель государства, которую мы отработали на уровне Елизаветовки, сегодня достойна наследования и трансформации на уровне области или областного центра. Стоит понимать, что, когда мы выбираем страховую компанию, то она должна быть в ТОПе выплат. Детское страхование есть и в Каменском, и в Днепре. Но оно действует за счет родительских комитетов и 90% страховок распространяются лишь на территории школы. А травматизм обычно бывает по дороге в учебное заведение или домой. И я настаиваю на том, чтобы страхование было самое качественное и в режиме 24/7. Ребенок должен быть защищен за счет местного бюджета.
— Несколько лет назад вы, фактически, отказались платить за газ, потребляемый Елизаветовкой. Расскажите почему и как ситуация развивается сейчас?
— Это был мой личный конституционный эксперимент. Представители газсбытов предложили задним числом органам местного самоуправления оформлять договор на газораспределение и газоснабжение. Елизаветовский местный совет запросил документы на газ и газовую сеть, которая на 90% была проложена в советские времена колхозом и лишь 10% из которой частные корпоративы уже после развала Советского союза за свои деньги «тянули» эти трубы. Вопрос, который стоит ставить на уровень областного центра и на общегосударственный: кто и когда от имени украинского народа передал газовую сеть Днепропетровщины и других областей в бесплатное коммерческое пользование офшорным компаниям, которые сегодня нам начисляют суммы за транзит? В итоге этого газового противостояния, которое очень быстро из юридической плоскости перешло в политическую, мы получили решение суда с просьбой оплатить 90 тыс. грн. Стоит отметить, что за эти три года мы сэкономили 3 млн грн: сделали внешнее освещение и купили новую снегоуборочную технику. За весь период противостояния кипрские офшорные компании предъявили нам счета только за январь-февраль 2016 года. Больше аргументации у них не нашлось. Стоит отметить, что мой юридический случай впервые в истории страны признал «Нафтогаз Украины» и даже пригласил на общую пресс-конференцию. В итоге, у меня нет ни одного криминального производства по поводу того, что я как голова органа местного управления публично отказался составлять договоры с кипрскими офшорными компаниями, которые не имеют документов на газовую сеть, но доминируют на Днепропетровщине.
— Какие еще программы по «социалке» есть в Елизаветовке?
— У нас есть уникальная программа для выпускников средней школы, которые в зависимости от достижений в учебе получают стартовый капитал в размере от 3 до 13 тыс. грн.. Таким образом, согласно рейтингу сайта Освіта.ua, Елизаветовская школа занимала первое место в Петриковском районе по результатам ЗНО. Когда ребенок понимает, что, в зависимости от своих достижений, на карту получит наличку, то у него появляется стимул. Благодаря программе, количество детей, которые после окончания обычной сельской школы поступают в ВУЗы, выросло в разы. Такой пример является нормальным для ОАЭ и Елизаветовки (улыбается). Считаю, что это следует распространять, так как молодежь становится заинтересованной и мотивированной в учебе. Также мы заботимся о детях с особыми потребностями. Несколько лет подряд семьи, воспитывающие таких детей, получают финансовую помощь из местного бюджета, которая в несколько раз превышает подобную от государства. Деньги выделяются семьям сразу на полгода вперед.
— Возникает ощущение, что Елизаветовка далеко не самый бедный населенный пункт. Как формируется ее бюджет?
— Бюджет села формируется согласно Бюджетному кодексу Украины. Основные поступления в бюджет – местные налоги, сборы и акцизы. Мы также пришли к решению, что за счет местного бюджета можем оплачивать лечение каждого члена ОТГ, который по тем или иным причинам попал на операционный стол. Ему стоит обратиться в органы местного самоуправления, предоставить все чеки и получить 100% компенсацию. Также мы твердо решили, что в нашем населенном пункте не будут просить денег на лечение детей! За мою каденцию удалось спасли, как минимум, две детские жизни. И я считаю, что это наше общее достижение.
— Произошла ли, на ваш взгляд, реальная децентрализация (по крайней мере, финансовая)?
— На себе я этого не почувствовал, потому что последние 4 года работал в режиме информационной и финансовой изоляции. Это привело к тому, что 90% своего времени я тратил не на развитие территориальной громады, а на решение искусственно созданных преград. Проблема есть, и она состоит в том, что люди, пришедшие ко власти во времена Порошенко, Януковича и теперь ЗЕ-команды, тормозят все новации и реформы.
— Что удалось сделать в секторе инфраструктуры?
— Как по мне, на Днепропетровщине до сих пор нет ни одного показательного села. Об этом не принято говорить, но огромное количество сел никуда не вывозят свой мусор. Они сбрасывают его в посадки, леса, степь, поэтому, мы организовали цивилизованный вывоз отходов. Но инфраструктурные проекты – это еще и о безопасности. За время моей каденции 90% грунтовых дорог стали шлаковыми, 90% населенных пунктов получило внешнее освещение, и сегодня все въезды и выезды из Елизаветовки оборудованы современными камерами с распознаванием номеров. Единственный мурал с изображением королевы Елизаветы II – в Елизаветовке, единственный мурал на здании органа местного самоуправления – в Елизаветовке. Но есть то, что мы не можем реализовать за счет местного бюджета – это асфальтирование местных дорог и строительство новой школы. А так населенный пункт довольно комфортный для проживания, и все, что мы могли реализовать – реализовали.
— Как уживаетесь с большим бизнесом (на территории Елизаветовки находятся мощности ПрАТ «Орель-лидер»)?
— Были разные ситуации: и конфронтации, и недопонимание, но в конце концов мы стали слышать друг друга и за мою каденцию ввели практику составления социальных договоров. От конфронтации мы перешли к реальному партнерству на основе публичности, прозрачности и максимального взаимопонимания без вреда для бизнеса или местной громады.
— Максим Игоревич, назовите ТОП-5 изменений и преобразований, которые стали бы для Вас базовыми в случае избрания на пост городского головы Днепра?
— Я не рассматриваю такую возможность, но могу сказать, что озвученные далее критерии должны быть ТОП-приоритетами для любых управленцев нового поколения. Это дополнительная детская страховка, комплексная система защиты в случае экстремальных ситуаций, безопасность, в том числе, экологическая, инфраструктура и внедрение новых технологий (это касается как сферы услуг, так и открытости власти к интерактивному диалогу).
— Готовы ли Вы взаимодействовать и содействовать развитию легализованного игорного бизнеса в Днепре?
— Такие вопросы должна решать ОТГ. Если это действительно будет наполнять бюджет города, что позволит возводить инфраструктурные объекты или поможет создать рабочие места, и большинство членов ОТГ сочтут это нужным, то почему бы и нет? Например, Монако, где есть казино, но местным жителям запрещено играть. Легализованный игорный бизнес имеет место быть, но при определенных условиях.
— Если бы сейчас Вы снова размещали борды «с котом», что вписали бы вместо Партии регионов?
— Я бы ничего не менял. Потому что «регионы» берут реванш. Все новое – хорошо забытое старое и сегодняшние билборды – это адепты «золотого батона», который возвращается. Ничего менять не нужно, потому что основная борьба на выборах будет между «Слугой народа» и регионалами.
Полное видео интервью по ссылке.
Ангелина Мороз