(ИА «Новый мост», Ольга Палий)18 ноября в пресс-центр Днепропетровского филиала Киевского института проблем управления имени Горшенина состоялась пресс-конференция на тему: «Результаты исследований днепропетровских археологов в 2010 году»
В пресс-конференции приняли участие:
- Доктор исторических наук, профессор, научный руководитель Лаборатории археологии Приднепровья ДНУ Ирина Ковалева;
- Старший научный сотрудник научно исследовательской Лаборатории археологии Приднепровья ДНУ Владимир Шалобудов.
Ирина Ковалева рассказала об истории места раскопок. «На территории Новобогородицкой крепости, там, где Самара впадает в Днепр, люди жили еще с каменного века. Мы находили там артефакты времен и неолита, и бронзового века. Позже здесь, в начале днепровских порогов, начала собираться вольница: славяне, половцы, монголы, которые по какой-то причине были вынуждены покинуть социум. В XVI веке на этом месте возникло казацкое поселение Смарь, которое в некоторых документах именуется городом. В XVII веке, после присоединения Украины к России, это удобное со стратегической точки зрения место, стало объектом российской экспансии. В 1686 году по инициативе правительства и активнейшем участии Ивана Мазепы здесь началось строительство крепости. Сюда было согнано 10 тыс. крестьян-лопатников. Мы находили их могилы — трупы в них опускались не только без гробов, но и зачастую без нательных крестов. После завершения строительства Иван Мазепа очень любил это место и подолгу жил здесь, в своем каменном доме», - сказала она.
Ирина Ковалева рассказала о результатах раскопок Новобогородицкой крепости. «Мы ведем раскопки на этой территории уже 9 лет. В 2010 году мы продолжили работу на пятом раскопе и заложили шестой. Раскопали древнюю таможню, которая функционировала еще во времена казацкой Самари. Мы нашли печать большой московской таможни, много монет: российских, а также из европейских и азиатских стран. Впервые на территории крепости мы открыли теплую баню и туалет, что говорило о том, что люди тут жили довольно долго и старались создать для себя комфортные условия. Этим летом нам повезло — мы нашли мусорную яму, доверху наполненную фрагментами стекла и керамики. Как оказалось, пили и ели наши предки из очень хорошей посуды: мы нашли кубки, тарелки, чашки, в том числе и кофейные, очень тонкой работы. Также мы обнаружили огромное количество бутылок: украинские штофы и тара от европейских вин, иногда даже с клеймами изготовителей. Также мы обнаружили несколько криминальных погребений: под полами землянок были погребены очень молодые (в возрасте от 16 до 20 лет) женщины восточной внешности, некоторые — вместе с останками новорожденных. Мы предполагаем, что это бранки — пленные девушки, которые были «женами» офицерам. Возможно, их убивали в случае перевода «супруга» на другое место службы. Также мы раскопали кузнечную мастерскую, большую коллекцию подков для лошадей и подбивания каблуков обуви. Всего этим летом мы собрали более 2 тыс. находок, более 700 монет. Часть наших находок будет передана в Днепропетровской исторический музей им. Яворницкого, а часть — пополнит коллекцию музея археологии ДНУ. Ценность наших находок заключается в возможности очень четкой датировки. Найденные в землянках монеты определенного периода, которые никак не могли туда попасть случайно, позволяют четко датировать и другие предметы из этих помещений», - сказала она.
Владимир Шалобудов сообщил, что раскоп №5 позволил археологам изучить быт офицеров Новобогородицкой крепости, а раскоп №6 — казармы простых солдат. «Раскоп №6 занимает 168 квадратных метров. Мы выявили на этой территории 3 землянки. Одна из них служила солдатской казармой в начале XVIII века — в ней мы нашли солдатские пуговицы, монеты, печку-каменку и 3 пушечных ядра, которыми, должно быть, согревали постели в холодное время года. Вторая землянка, обшитая деревом, судя по всему, перенесла сильный пожар. В ней мы нашли керамическую посуду, а также большое количество глиняных трубок: украинских, российских и даже болгарских и румынских. В третьей землянке сначала был хлев, а потом ее использовали как мусорную яму. В ней мы нашли осколки украинской, российской и турецкой керамики. Если в мусорнике вблизи офицерских жилищ мы находили осколки фарфоровой и фаянсовой посуды, то солдаты пользовались гораздо более примитивной керамикой», - сказал он.
Ирина Ковалева выразила недоумение по поводу того, что местные власти не торопятся создать туристический центр на месте Новобогородицкой крепости. «Практически в городской черте есть археологический памятник мирового значения. К нему легко добраться и по воде, и по автодорогам. Там живописная местность. То есть, в наличие все условия для создания археологического музея под открытым небом. Сейчас же мы вынуждены засыпать все наши раскопы по завершению сезона. Ведь без надзора и ухода старинные жилища могут быть разрушены. Хотя, если бы наши раскопы накрыть пластиковыми витринами, получился бы замечательный туристический объект. Ведь сегодня кроме Исторического и Художественного музея в Днепропетровске некуда повести гостей города. Хортицкий заповедник предлагал нам войти в их состав, но я остаюсь патриоткой Днепропетровска. Мне бы хотелось создать археологический заповедник в родном городе», - сказала она.