ГоловнаАналітика

Троллейбусные противоречия

Вопрос с городским электротранспортом Днепропетровска, который в конце 2008 года некоторые депутаты горсовета предлагали упразднить в рамках антикризисных предложений, до сих пор остается открытым…

Анастасия Зиборова, для ИА «Новый мост»

Если говорить обобщенно, то городской электротранспорт Днепропетровска, находясь на балансе города, представляет собой чуть больше 500 трамваев и троллейбусов, маршруты которых стопроцентно дублируются частными маршрутными такси, которые ездят быстрее и подавляющее количество пассажиров которых платят за проезд.

С 12 по 20 января более 200 сотрудников государственного коммунального предприятия «Днепропетровский электротранспорт» ежедневно проверяли пассажиропоток в трамваях и троллейбусах на разных маршрутах. Проверка эта показала, что основные «клиенты» городского электротранспорта – льготники. Если в прошлом году их было 40%, то в начале 2009 года их количество увеличилось на 27%. При этом госбюджет компенсирует перевозку только 4-х категорий льготников – пенсионеров, ветеранов, афганцев и детей-сирот, - и то не в полном объеме. По данным на июль 2008 года, государство задолжало 39 млн. грн. трамвайно-троллейбусному управлению Днепропетровска за перевозку льготников. Кроме того, 67% льготников – пассажиров днепропетровского электротранспорта, 4,8% - представители других льготных категорий.

«По Закону мы обязаны их тоже возить бесплатно, но государство нам это не компенсирует – в частности, сотрудники правоохранительных органов. Еще есть даже такая льготная категория – ветеринарный врач, который едет на вызов, тоже имеет право на бесплатный проезд», - сказал начальник ГКП «Днепропетровский электротранспорт» Василий Капленко.

При увеличении льготников общий пассажиропоток в днепропетровских трамваях и троллейбусах снизился за месяц на 15%, и, по словам Василия Капленко, до сих пор восстановить его не представляется

возможным. Логично предположить, что эти 15% стали пассажирами прямых конкурентов ГКП «Днепропетровский электротранспорт» - маршрутных такси. Однако Капленко связывает снижение пассажиропотока с «высокой занятостью людей на рабочих местах, на заводах», что несколько странно в условиях экономического кризиса, когда те же заводы либо сократили производство, либо приостановили свою работу. По данным областного центра занятости, на 1 рабочее место претендует 7 человек, 50% из которых составляют молодые люди возрастом до 35 лет – вот вам и высокая занятость. А наблюдение начальника ГКП «Днепропетровский электротранспорт» относительно того, что со снижением пассажиропотока в трамвая и троллейбусах уменьшилось количество покупателей на центральном городском рынке «Озерка» вполне обосновано с учетом роста безработицы и цен при падении уровня заработных плат.

Вместе с низким уровнем финансирования горэлектротранспорта в 2009 году (6 млн. грн. из городского и 18 млн. грн. из государственного бюджета при стоимости одного нового троллейбуса 1,2 млн. грн.) и снижением количества платных пассажиров трамвайно-троллейбусное будущее весьма туманно. В конце 2008 года на сессии горсовета был поднят вопрос о функционировании электротранспорта и целесообразности его существования в принципе. Мол, маршруток у нас в Днепропетровске очень много, возить людей есть кому, а на трамваях и троллейбусах ездят в основном льготники, затраты на перевозку которых должны покрываться из госбюджета, но не покрываются.

«Нужно пересмотреть транспортную сеть Днепропетровска и ликвидировать дублирующие маршруты электротранспорта и метрополитена. На сегодняшний день, учитывая то, что электротранспорт приобретал очень мало нового подвижного состава – в 2008 году списано 33 троллейбуса, а куплено 3, - то и подвижного состава, и человеческих

ресурсов не хватает горэлектротранспорту сегодня, чтобы не просто увеличивать, а хотя бы поддерживать перевозки в том состоянии, в котором они сейчас находятся. Если мы начнем убирать сегодня маршрутные такси, то получим очереди на остановках и, опять же, людей, которые лишились своих рабочих мест. В нынешней ситуации горэлектротранспорт нужно упразднить, он не приносит пользы – только вред» - сказал Игорь Сухов. Мэр Днепропетровска Иван Куличенко возразил против такой резкой формулировки и предложил ограничиться изучением дублирующих маршрутов, чтобы впоследствии принять окончательное решение.

Исход битвы «электротранспорт-маршрутки» пока неясен. С одной стороны, льготников возить кто-то должен, да и к проведению Евро-2012 предполагается реорганизовать работу городского электротранспорта. Но ведь коммунальное предприятие «Днепропетровский электротранспорт» и прибыль должно какую-то приносить – особенно сейчас, в период кризиса.

С другой стороны, повлиять на своего прямого конкурента – маршрутные такси – начальник ГКП «Днепропетровский электротранспорт» не может: выдачей разрешения на работу маршруток занимается горисполком.

«Сам этот вопрос – необходимость в маршрутных такси - возник на почве того, что электротранспорт в 1996 году практически исчезал. Уровень выпуска вагонов на линию был 14 из 250. И на этом фоне появился такой конкурент, как маршрутное такси, - рассказал Василий Капленко. - Я не считаю это серьезным видом транспорта. Я знаю, что в Европе и в цивилизованных странах нет такого вида общественного транспорта - а у нас это прижилось. Главная проблема – маршрутки забирают у нас платных пассажиров. По всем нашим линиям – 100% дублирование. Конкуренция – это хорошо, но в данном случае отнимать нишу у коммунальных предприятий – неправильно. Альтернатива должна быть, но она не должна создавать проблем. А на организационный вопрос я не могу повлиять. Есть система открытия и закрытия маршрутов, и тот, кто эти решения принимает, должен учитывать и наши интересы».

Сложности, по словам Капленко, на маршрутках не заканчиваются. Настоящий бич для троллейбусов - схема парковок. «Мы в бизнес-час не имеем возможности подъехать к опоре своей контактной сети, чтобы устранить неисправность», - констатирует начальник ГКП «Днепропетровский электротранспорт».

О развитии электротранспорта Днепропетровска говорить пока рано – сейчас, говорит Капленко, нужно хотя бы сохранить то, что есть.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook