Ян Марковский,
специально для ИА «Новый мост»
Я всегда любил фильмы фантастического жанра, и когда я прочитал эти книги, увидел возможность сделать то, что не делалось раньше – фильм, в котором речь идет о приключениях, фантазии и невероятно интересных существах, но действие которого происходит не в отдаленной земле британских волшебников или готических сирот, и герои которого вполне узнаваемы.
Марк Уотерс, режиссер
Питер Джексон, как и его тезка Петр Первый, прорубил окно. Только вот царь-самодержец в Европу из отсталой и дремучей России, а Джексон - к восприятию фэнтези, как вполне самостоятельного жанра. Жанра, способного быть высокотехнологичным, глобальным и в то же самое время коммерчески прибыльным, так как постулат о том, что кино есть в первую очередь развлечение миллионов, а не только искусство, никто еще не отменял. Нет, и до Джексона с его «Властелином колец», случались вполне удачные фэнтези, скажете вы. Однако, на один такой фильм (например, «Легенда», «Лабиринт», «Бандиты во времени»), к сожалению, воспринимаемый большей частью зрителей исключительно, как красивое детское кино, приходилось по сотне-другой бестолковых идиотизмов с мечами и злыми колдунами. И только после Джексона фэнтези стали «жанром в законе». Теперь за каждым шагом профессионалов, создающих «иные миры», следят внимательно и пристально – авось создадут еще один-другой шедевр.
«Спайдервик: хроники» выходят в прокат в тяжелое для жанра время. Практически все последние жанровые шедевры оказались финансово провальными, и с этой лентой связываются большие надежды – фильм выйдет вроде как «разогревающим» перед второй частью ожидаемых «Хроник Нарнии». Однако, создателей не смущает титул «кино на разогреве», так как они сами таким свой фильм не считают, и титул, приклеенный им журналистами, не волнует их ни на йоту. Их кино самостоятельно и основано на абсолютно классной литературной основе, весьма и весьма оригинальной, первом из цикла романов Тони ДиТерлицци и Холли Блэк. «Когда были закончены первые книги, у меня было чувство, что из них может получиться фильм, но я никогда не верила, что со мной может случиться что-то хорошее, - смеется Блэк. – Так что я была просто потрясена, когда Марк Уотерс занялся этим проектом. Когда я вошла на съемочную площадку, у меня возникло ощущение, что я вступила на страницы книги. Это было просто невероятно».
Работа над сценарием была недолгой, так как сам по себе роман весьма «кинематографичен». Настоящее кино началось тогда, когда Марк Уотерс и отдел кастинга начали подбор актерского состава. Продюсер ленты Марк Кантон этим аспектом их работы остался удовлетворен на 120 процентов: «Когда я первый раз увидел игру Фредди Хаймора, я понял, что хочу с ним работать. Такое ощущение, что он старше своего биологического возраста, но в то же время он по-прежнему еще ребенок. И ему пришлось очень трудно, потому что он должен был играть обоих близнецов одновременно (что, кстати, было достаточно смелым шагом со стороны Марка Уотерса). Как и Фредди, Сара Болджер очень естественная актриса, несмотря на свой большой опыт. А Мэри-Луиз Паркер прекрасно передала страхи и надежды молодой разведенной матери. Джоан Плоурайт – изумительная актриса. И трудно найти актера лучше, чем Дэвид Стрэтэйрн». На том и порешили. Старринг роскошный, дело оставалось за малым – съемками и спецэффектами.
Но, спецэффекты спецэффектами, а для Марка Уотерса приоритетом был «недвижимый» главный герой ленты, поместье Спайдервик. И художник-постановщик ленты Джим Бисселл развернулся как хотел: «Дом уникален – с одной стороны, он отражает ценности Новой Англии, с другой – в нем есть башня, которую Артур использовал как пункт наблюдения за окружающим лесом и феями, гоблинами и другими существами, которые его населяют. Кроме этого, у него был тайный кабинет, в котором он делал свои записи. Мы нашли прекрасную поляну в парке Кэп-Сент-Жак, и там была небольшая хижина, построенная в пятидесятые годы. Городские власти разрешили нам снести ее и построить дом для съемок, - рассказывает Бисселл. - Там было четыре этажа и башня – настоящий дом в лесу, в котором тоже снимались некоторые сцены. Кроме того, мы построили нижний этаж, холл, гостиную, библиотеку и лестницу на второй этаж. И еще мы сделали окна второго и третьего этажа и интерьер башни, куда постоянно забираются дети. Это позволило нам снимать на месте сцены, в которых герои перемещаются из дома на улицу и обратно».
Не мог бы состояться фильм и без тщательно вырисованного «невидимого мира», населенного волшебными существами, каждое из которых нужно было придумывать. Особо интересной была работа над образом домового Тимблтака, у которого есть одна неприятная черта. Когда он сердится, превращается в отвратительного боггарта: «Он постоянно пытается сдерживать свой гнев, - объясняет специалист по визуальным эффектам Тим Александр. – Мы с ним всячески экспериментировали – делали так, что у него из головы шел зеленый пар, который он пытался загнать назад, потому что не хотел превращаться в боггарта». Не менее интересной было и создание злобного великана Мулгарта: «Они с Тимблтаком – полные противоположности, - говорит специалист по спецэффектам Пабло Хельман. – Только Мулгарат – более сложное существо. Он не просто плохой парень; в волшебном мире вообще нет четкого разделения на черное и белое – цвет там скорее серый». Эльфы, феи, гоблины и прочий «иной» народец – подход нужен был для каждого, и работа над спецэффектами стала самой глобальной из проведенных создателями ленты, и в то же время - самой важной для воссоздания того мира, который было прописан в романе.
Продюсер фильма Марк Кантон считает, что удалось все, и самое главное – передать идею романа: «Идея была в том, что именно в реальном мире происходят необъяснимые и часто пугающие вещи. Мы отталкивались от того, что мы имеем дело с реальной семьей, имеющей реальные проблемы, и эти приключения помогают им найти магию внутри себя». Ему вторит писатель Тони ДиТерлицци, один из создателей волшебного мира «Спайдервик»: «Многие наши друзья и поклонники серии, которые читали книжки и видели иллюстрации, считали, что из книг может получиться хороший фильм. Я тоже об этом мечтал, но мы понимали, что нам нужно подождать, пока до нас дойдет очередь. Больше всего нас привлекало то, что создатели фильма любят и уважают героев книги и весь их мир. У наших героев нет никаких особых возможностей, и они не живут в какой-то выдуманной далекой стране. Чтобы выбраться из странных и иногда опасных ситуаций в волшебном мире, они должны полагаться только на свой интеллект и друг на друга».
«Спайдервик: хроник» - правильное кино, с идеей, классной командой профессионалов, отличным актерским ансамблем и роскошной литературной основой. И не нужно говорить про «кино на разогреве». Про идеи «Хроник Нарнии» знают все и давно, а вот этот фильм может стать неожиданностью, а это так редко случается в современном кинематографе.