Ирина Малоок, ИА «Новый мост»
Вчера начальник ГКПП «Днепрводоканал» Павел Корженко озвучил перспективные планы предприятия на нынешний год. Планы то грандиозные и масштабные, но такие ли они перспективные? Как всегда, возникает вопрос: где взять деньги?
Павел Петрович так боялся назвать сумму финансирования водоканала, заложенную в проекте городского бюджета, как будто это военная тайна. А после долгих отпираний «признался», что предприятие хочет получить из городской казны около 30 млн грн и еще примерно 20 млн грн – из областного бюджета.
На сегодняшней сессии горсовета депутаты дали предприятию 21 млн 857 тыс. 500 грн. При этом почти вся сумма будет потрачена на погашение задолженности налога на доход. Учитывая, что только 4 проекта водоканала требуют финансирования более 18 млн грн, то остается открытым вопрос о том, где их брать. А значит, планы так и останутся планами, а горожанам и далее придется употреблять воду, качество которой оставляет желать лучшего. А если к этому добавить многомиллионную задолженность горожан за воду, долги самого предприятия «Аульскому водоводу» и уголовное дело, связанное с кредитом ЕБРР, то картина получается незавидная.
Павел Корженко напомнил, что Кайдакская насосно-фильтровальная станция была введена в эксплуатацию в октябре 1907 года, а фильтры там, мягко говоря, не сильно новые: 1912-го, 1930-го, 1936-го, 1948-го и 1968-го годов. Естественно, они требуют замены или реконструкции. Для этого «Днепрводоканал» заключил договор с институтом «Харьковводоканалпроект», и сегодня рассматриваются 4 проекта улучшения очистки и подготовки воды для потребителей. Из предложенных проектов будет выбран один: французский, чешский, шведский или же отечественный. Правда, модернизация может продлиться несколько лет – по предварительным подсчетам, реконструкция может быть закончена только в 2012 году. Получается, что до тех пор днепропетровцы могут наслаждаться «вкусной» водой.
Сам начальник «Днепрводоканала» отмечает, что качество воды хоть и соответствует ГОСТам, но все равно оставляет желать лучшего. Причиной тому резкое ухудшение качества воды в единственном источнике водозабора – реке Днепр.
«В марте-апреле наблюдалось резкое ухудшение исходной воды, поэтому нами были предприняты определенные меры. Прежде всего, увеличена доза реагентов, которые мы применяем при подготовке питьевой воды. Второй момент – у нас более 2000 километров протяженность разводящих сетей. Вы понимаете, есть срок их эксплуатации. Если брать в процентном соотношении, то из 2100 километров сетей по Днепропетровску в пределах 70% они имеют стопроцентный износ. Но у нас есть разработки как бороться с появлением дополнительной цветности воды», – сказал Павел Корженко.
При этом для «Днепрводоканала» качество воды – не единственная проблема. Предприятие работает в убыток, а виновны в этом потребители, о которых так «печется» водоканал. Горожане задолжали 126 млн грн: только за 4 месяца нынешнего года долг вырос на 10 млн 467 тыс. грн. По словам Павла Корженко, за эти средства можно было бы произвести реконструкцию фильтров на насосной станции, модернизацию насосного оборудования, замену сетей. Но он тут же разводит руками: мол, не можем мы бороться с должниками – в силу отсутствия действенных рычагов влияния на неплательщиков.
Еще в этом году неизбежно увеличение тарифов на услуги водоснабжения. Вряд ли случится чудо, и горожане станут прилежными плательщиками. А значит – долги и дальше будут накапливаться, только в еще большем размере.
Не стоит забывать и о долгах самого водоканала: предприятие задолжало «Аульскому водоводу» за покупную воду 42 млн грн. Этот долг висит еще с прошлого года, и хоть Павел Корженко утверждает, что не их это вина, отдавать-то его надо.
«В прошлом году мы действительно задолжали «Аульскому водоводу». Согласно постановлению Кабинета Министров № 193, было предусмотрено, что разница тарифов возмещается за счет бюджетных средств. В прошлом году 42 млн грн вошли в реестр Министерства финансов, были приняты протокольной комиссией при обладминистрации, была создана комиссия, которая провела все расчеты и был отправлен отчет в Минфин для компенсации разницы тарифов. Но закончился 2009 год, а сумма не была проплачена Министерством финансов. Есть надежда, что по истечению полугодия программа компенсации будет возобновлена и задолженность будет ликвидирована. Сейчас, согласно распоряжению нашего губернатора, мы с марта в стопроцентном объеме расплачиваемся за покупную воду», – отметил он.
На предприятии до сих пор «висит» еще и уголовное дело, которое областная прокуратура возбудила по факту злоупотребления властью должностными лицами «Днепрводоканала». А именно: прокуратура пришла к выводу, что договор о кредитовании «Днепрводоканала» Европейским банком реконструкции и развития был заключен незаконно, а своими незаконными действиями чиновники водоканала нанесли ущерб предприятию почти на 1 млн евро.
«Сейчас этот вопрос рассматривается областной прокуратурой с привлечением контролирующих органов: налоговой инспекции, КРУ. Думаю, в ближайшее время будет принято окончательное решение», – отметил Павел Корженко.
При этом он сказал, что на допрос его не вызывали и что он не считает, что должностные лица предприятия что-то нарушили. «Я считаю, что мы не являемся нарушителями, поэтому на допрос нас не вызывали. Мы предоставили все документы, которые подтверждают использование средств по назначению», – добавил он.
С таким багажом проблем, которые носит у себя за плечами «Днепрводоканал», стоит задаться вопросом: «Когда Днепропетровск останется без воды?»