ГоловнаАналітика

Екатеринославская Пасха: политические яйца и скидки

Для екатеринославцев Пасха была поводом подумать о духовном, а также по сниженным ценам приобрести нужные и ненужные товары…

Пасха для екатеринославцев была поводом подумать о духовном, молитвами очистить мысли, а воздержанием – тело, облагодетельствовать голодных и страждущих. А также – приобрести по сниженным ценам нужные и ненужные товары: перед Праздником Светлого Христова Воскресения и неделю после него торговцы заманивали покупателей скидками и распродажами.

Наталия Рекуненко,

специально для ИА «НОВЫЙ МОСТ»

«К предстоящему празднику получен»

 

Накануне Пасхи первые страницы местных газет начала ХХ века пестрили подобными рекламными сообщениями: 

«Фабрика конфект и шоколада «Юнона» доводит до сведения Екатеринослава и его окрестностей, что к празднику Святой Пасхи приготовлены в большом количестве свежие разные конфекты, шоколад, мармелад, ирис, монпансье, пряники, цукаты и много других кондитерских приготовлений. В розницу по оптовым ценам».

«Пользуйтесь случаем! Большая продажа граммофонов и нот! Дешевле, чем везде! Патефоны и патефонные пластинки очень дёшево. Прошу убедиться».

«Желая дать возможность широким слоям населения Екатеринослава к предстоящим праздникам изящно, дешево одеваться, на все полученные к весеннему и летнему сезонам элегантные мужские, дамские и детские платья назначены цены со значительной скидкой. Просим убедиться».

«К предстоящим праздникам Святой Пасхи получен большой выбор новостей для подарков. Кулоны очень изящной работы, кольца, серьги со счастливыми камнями на каждый месяц рождения и медальоны новых фасонов. Цены на все товары фабричные. В виду большого запаса бриллиантовых изделий объявлено скидку 20%».

«К предстоящим праздникам получен большой выбор пасхальных яиц с сюрпризами».

Последняя реклама дала повод газете «Южная Заря» в 1910 году пошутить: «Знаете ли вы о существовании таких пасхальных яиц: в большом красном яйце помещается меньшее, которое, при раскрытии, обнаруживает ещё меньшее, в свою очередь раскрывающееся и обнаруживающее совсем крохотное, и т.д.? Бывают также и политические яйца».

Послепасхальный ажиотаж 

После Праздника Светлого Христова Воскресения покупательская активность екатеринославцев не спадала, ибо наступала Фомина неделя (названа по имени апостола Фомы, который, ощупав раны Христа, уверовал в его Воскресение), когда купцы становились особенно щедрыми на скидки:

«Мануфактурный магазин М. С. Джигита доводит до сведения господ покупателей, что на Фоминой неделе проводит большую распродажу по очень дешёвым ценам». 

«Суконно-мануфактурный магазин Братьев Гончаровых назначает на Фоминой неделе первую большую распродажу на все товары по очень дешёвым ценам». 

«Небывалая распродажа в Английском магазине. Все товары без исключения будут продаваться по небывало дешёвым ценам. Прошу заметить, что это не реклама, а в действительности». 

Устоять перед натиском предложений удавалось редким жителям Екатеринослава, особенно – жительницам. 

Под впечатлением от дамского покупательского ажиотажа журналист «Южной Зари» Л.Магнич 27 апреля 1910 года даже опубликовал следующий фельетон:

ФОМИНИСТКИ

 

Между ними много безобразия. Есть психопатки и нормальные, увлекающиеся и уравновешенные, оптимистки и пессимистки, расчетливые и бережливые, матери семейств и одинокие, старые и молодые, – но всех их можно разделить на несколько основных типов.

Спортсменка

 

Фомина распродажа для неё – арена состязаний. Она вступает в борьбу со стихией лент, кружев, ботинок, мадеполама и сатина; ведёт сражение с обессиленными приказчиками и берёт призы. Она изощряет глазомер и действует натиском. Увлекается, но, как истая спортсменка, владеет собой. Она покупает не слишком много, но её покупки самые поразительные. Она обходит все магазины, не пропуская ни одного газетного объявления. Ей нужно не количество, а качество. 

– Вот сатин с самым модным рисунком – он стоит обыкновенно 45 копеек. 

Она же заплатила 20 копеек, менее чем вдвое. 

– И какой свежий, точно прямо с фабрики. 

И в каждом мануфактурном магазине она приобрела кусок такого удивительного сатина или батиста. Надо уметь купить. В этом её гордость. Она ненавидит залежалый товар, и её никогда не проведут на нём. Омут распродажи для неё не страшен. Она прекрасно тренирована. Для неё не важно приобрести ту или иную вещь – её цель приобрести лучше и дешевле, чем другие. 

Торговцы мало выигрывают от неё: ей нельзя сбыть какой-нибудь гнили, но зато она создаёт рекламу распродажам. Своей удачной покупкой она прожужжит все уши своим приятельницам, покоряя самых предубеждённых. А мужу своему она будет толковать о своих необыкновенных талантах и способностях, находящих себе полное применение только раз в году – на Фоминой неделе.

Идеалистка

В Фоминой распродаже она находит целую симфонию переживаний. Исполнение долга семьянинки, соблюдающей экономию, единение со всей этой толпой в цветных жакетах и огромных шляпах, воодушевление, страсть, азарт, потерю воли и размышления. От её первоначальных планов обыкновенно ничего не остаётся; она может побывать в нескольких магазинах и может весь день провести в одном, лишь бы опустошился её кошелёк. Она остаётся на распродаже, пока не израсходовано всё до копейки. Домой она возвращается нагруженная свёртками и с полным убеждением, что она осчастливила на целый год свою семью и поддержала её шаткий бюджет. 

– Вот это вдвое дешевле обыкновенного, вот это – на 2 рубля, вот это на рубль… 

Положительно она приобрела целый капитал. Правда, большинство приобретённых вещей не входило в её планы, но всё равно они могут пригодится. Особенно много приобретено вещей для подарков и для непредвиденных случаев. 

Пессимистка

Она не верит ни в какие распродажи в мире. Всё это бессовестное надувательство, которое она не намерена поощрять.

– Покупать для «освежения товара» всякую гниль – благодарю покорно! У меня и так достаточно в доме старья, которое надо выбрасывать.

И всё-таки она берёт свою сумку и идёт на распродажу. Чтобы доказать, что там ничего нельзя купить. И с этой же целью экономического опыта она в конце концов приобретает всё, что попадает под руку, недовольная, брюзжащая, жалующаяся на опустошённый кошелёк и отдавленные мозоли, является домой со свёртками мануфактуры и галантереи. 

И долго её брюзжание будет оживлять стены её обители.

Клептоманка

Её узнают по беспокойному взгляду и широкой накидке, под которую можно захватить несколько штук платья и несколько пар ботинок и калош. В дни распродаж болезнь клептоманией доходит до полного предела. Склады наваленного товара опьяняют, приводят её в болезненное состояние. Руки сами собою протягиваются и захватывают всё, что попадается: гребни, спичечницы, шарфы, палки, веера. Под накидкой образовывается целый склад, который может в свою очередь устроить распродажу. 

Опытные приказчики их сразу узнают – и поступают с ними сообразно их рангу и положению. За иными следят шаг за шагом и действуют мерами пресечения; за другими следят также, но оставляют в покое, чтобы потом послать счёт к ним на дом. Клептоманией страдают не только безвестные личности. Но вообще стараются, чтобы всё было возможно тише и не доходило до полицейских протоколов. 

В сущности, эти клептоманки с возбуждёнными лицами способствуют общему гипнозу Фоминой распродажи.

Благодарим за помощь в создании материала Днепропетровский национальный исторический музей им. Яворницкого.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook