Ирина Парсаданова,
Проблема детской беспризорности знакома нашему обществу уже очень давно, она не является принципиально новым явлением. Еще буквально пару лет назад в Украине насчитывалось примерно 130 тысяч «детей улицы». Сейчас, по словам специалистов (людей, которые занимаются данной проблемой), ситуация улучшается, показатели говорят о том, что количество беспризорников существенно снижается. Так ли это на самом деле?
ИА «НОВЫЙ МОСТ» решило выяснить насколько остро в Днепропетровске сегодня стоит проблема беспризорных детей и что делается для того, чтобы таким детям помочь.
«Основной аргумент детей – мама и папа пьют»...
С начала 2010 года в Днепропетровске в ходе рейдов «Дети улицы» сотрудниками управления-службы по делам детей Днепропетровского городского совета был обнаружен 21 беспризорный ребенок. За весь прошлый год – почти 100 детей.
«Эти цифры позволяют нам говорить о том, что наблюдается тенденция к снижению количества беспризорных детей, ведь еще несколько лет назад на улицах Днепропетровска мы находили в 10 раз большее количество детей. Так, в 2002 и 2003 годах мы обнаруживали тысячи детей. С годами эта цифра уменьшалась, и сегодня у нас достаточно низкие показатели», – рассказала ИА «НОВЫЙ МОСТ» начальник управления-службы по делам детей Днепропетровского горсовета Алла Литовченко.
«Сейчас у нас налажена система, которая, безусловно, является эффективной – это и государственная программа, и прием детей в семейные формы воспитания, и работа служб по делам детей. Главная задача – как можно раньше выявить неблагополучную семью и, соответственно, детей, которые не получают нужного ухода и заботы. Ведь если ребенок прожил уже, например, месяц на улице, то его достаточно сложно будет снова приучить к нормальной жизни», – говорит Алла Литовченко.
Основной причиной того, что ребенок оказывается на улице, является то, что родители не работают, пьют и не могут обеспечить ребенка всем необходимым. Тех, которые остались и без родителей, и без родственников – единицы.
По словам главного специалиста по вопросам предотвращения детской беспризорности управления-службы по делам детей Елены Гвоздиковой, наиболее эффективными мерами по предотвращению детской беспризорности и профилактике негативных проявлений среди детей является проведение профилактических рейдов управлением-службой по делам детей совместно с представителями отдела криминальной милиции по делам детей, во время которых обследуются семьи, выявляются беспризорные дети. На протяжении 2010 года управлением-службой города было проведено 93 рейда «Дети улицы» ( в которых, как уже было сказано, обнаружено 21 ребенка), 68 рейдов по компьютерным клубам города, во время которых была произведена проверка 212 клубов.
В один из таких рейдов под названием «Дети улицы» вместе с Еленой Гвоздиковой и криминальной милицией (2 сотрудника в «гражданке») решила отправиться и наша съемочная группа.
«Мы всегда просим людей: не подавайте детям милостыни, это их подталкивает вести и в дальнейшем такой способ жизни. И если вы увидите ребенка-бродягу или знаете, что у вас по соседству живет неблагополучная семья – сразу сообщайте нам. Главное, чтобы мы узнали о таком ребенке», – рассказывает во время рейда Елена Гвоздикова.
Со специалистами мы обошли почти все места наиболее массового скопления людей (пл. Островского, пл. Европейская, ж/д вокзал, автовокзал, пр. Калинина, ТЦ «Дафи», ТЦ «Материк»). Выяснилось, что объектом нашего внимания может стать лишь тот ребенок, который бродяжничает или просит милостыню. Ни одного ребенка обнаружено не было: то ли ситуация действительно такая радужная, то ли все потому, что, несмотря на вечернее время, на улице было довольно светло, и не все еще «успели выйти на вечернюю охоту» – неизвестно.
Подозрение у нас вызвал только один ребенок. На вокзале мальчик лет 16, неопрятный и плохо одетый, находился в компании женщины и мужчины. По всей видимости, его спутники являлись теми, кого мы привыкли называть бомжами. Постояв возле компании несколько минут, мы выяснили, что женщина – мать ребенка. «Да, видно, что семья не совсем благополучная. Но ребенок не просит милостыню и не бродяжничает: они просто стоят и разговаривают. Мы не имеем права предъявить ни ему, ни матери никаких претензий», – объясняет нам Елена Гвоздикова.
Конечно, такой вот разовый рейд, в котором мы приняли участие, не является доказательством того, что проблема детской беспризорности чужда Днепропетровску. Тем более, что уже через неделю в одном из торговых центров города мы и сами стали свидетелями того, как несколько ребятишек дошкольного возраста просили деньги у людей...
«Некоторые дети и не знают что такое телевизор»...
А вот если служба по делам детей совместно с криминальной милицией все-таки находит на улице ребенка, то его сразу привозят во временный приют, где ребенок пробудет не больше 3-х месяцев.
Приют «Надежда» – один из 3-х временных приютов в Днепропетровске – открыл свои двери беспризорным детям в 1997 году. За время работы учреждения социальная помощь была предоставлена более 4 тыс. детей от 3 до18 лет. Приют рассчитан на 30 человек, но на сегодняшний момент он заполнен лишь наполовину. «И примерно такая же заполненость еще в 2-х городских приютах. Это тоже своеобразный показатель того, что детей беспризорных на улицах нашего города становится все меньше и меньше. Приюты отмирают, в таком количестве сегодня они нам уже не нужны», – говорит начальник управления-службы по делам детей Днепропетровского горсовета Алла Литовченко.
В приют дети попадают с улицы либо из выявленных неблагополучных семей. Тут они находятся 3 месяца, в течение которых и решается их дальнейшая судьба. Ребенка либо возвращают в семью (после выяснения образа жизни родителей и обследования жилищно-бытовых условий), либо родителей лишают родительских прав, а ребенка устраивают в приемную семью либо в один из 5-ти детских домов Днепропетровска.
«Дети научили меня верить в лучшее и относиться с позитивом к житейским трудностям...»
Артему 6 лет. Он любит стихи, любит читать, петь, танцевать и вообще – он очень активный и творческий ребенок. В приюте «Надежда» мальчик живет уже 2,5 месяца. За это время он узнал что такое телевизор, нормальная еда – «первое», «второе» и «третье».
«Службами по делам детей Новомосковского района была выявлена многодетная семья, в которой папа умер, а мама пьет. В семье Артема кроме него было еще 5 детей – он самый старший. Скоро Артем будет направлен в детский дом, где уже живут его братья и сестры», – рассказывает нам Майя Николайчик.
О своей семье мальчик говорит охотно – сам рассказывает, что мама пьет, и говорит, что любит и скучает за братиками и сестричками.
На вопрос, чему самому важному вы научились у этих детей, директор временного приюта Майя Николайчик говорит: «Помимо того, что благодаря детям я научилась петь, рисовать и танцевать... они научили меня по-другому смотреть на житейские трудности, верить в лучшее и стремиться к своей мечте. Ведь большинство этих деток действительно позитивно настроены, это во многом им помогает».
Глядя на детишек, на самом деле веришь, что им тут намного лучше, чем в своих семьях, и почти веришь, что дети счастливы. Но ведь все прекрасно понимают, что никакой комфорт, никакие игрушки или одежда не заменят им семейного тепла и родительской заботы. Это буквально написано на лицах более взрослых детей. Два пятнадцатилетних мальчика, проживающие во временном приюте, всем своим видом показывают, что в их жизни не все так хорошо, как у малышей, которые еще не совсем и понимают, что им повезло немного меньше, чем остальным детям.
Может ли приемная семья заменить родную?
Одним из факторов, влияющих на то, что на сегодняшний день меньшее количество детей находится в детских домах, является работа такой формы воспитания детей как приемные семьи. Приемная семья – одна из форм семейного устройства сирот или детей, лишенных родительской опеки, наряду с усыновлением, опекунством (попечительством) и детскими домами семейного типа, при которой пара либо физическое лицо берут детей на свою жилую площадь и воспитывают их до 18 лет. При этом государство платит таким семьям ежемесячно за каждого ребенка 2 прожиточных минимума плюс 35% вознаграждения.
На сегодняшний день в Днепропетровске работает 58 таких домов, где воспитывается 77 деток. «В 2009 году из временных приютов в приемные семьи и под опеку было устроено 23 ребенка. Это первый наш такой показатель. Я не идеализирую ситуацию и не говорю, что сейчас проблемы детской беспризорности в Днепропетровске не существует. Безусловно, она имеет место, но далеко не в тех масштабах, в которых мы наблюдали ее еще несколько лет назад», – говорит Алла Литовченко.
Ну что же, хочется верить, что те данные, которые предоставили нам все службы с которыми нам пришлось поработать во время подготовки материала, не являются демонстрацией «хорошей работы», а на самом деле отражают нашу сегодняшнюю действительность.
О факте выявления ребенка, который остался без родительской опеки, бродяжничает, попрошайничает, можно сообщать в управление-службу по делам детей Днепропетровского городского совета по телефонам: 744-60-88, 744-61-48.
Фото: Надежда Гайворонская