ГоловнаАналітика

Дети днепропетровских улиц... Какова их судьба?

ИА «НОВЫЙ МОСТ» решило выяснить насколько остро в Днепропетровске сегодня стоит проблема беспризорных детей и что делается для того, чтобы таким детям помочь...

Ирина Парсаданова,

ИА «НОВЫЙ МОСТ»

Проблема детской беспризорности знакома нашему обществу уже очень давно, она не является принципиально новым явлением. Еще буквально пару лет назад в Украине насчитывалось примерно 130 тысяч «детей улицы». Сейчас, по словам специалистов (людей, которые занимаются данной проблемой), ситуация улучшается, показатели говорят о том, что количество беспризорников существенно снижается. Так ли это на самом деле?

ИА «НОВЫЙ МОСТ» решило выяснить насколько остро в Днепропетровске сегодня стоит проблема беспризорных детей и что делается для того, чтобы таким детям помочь.

«Основной аргумент детей – мама и папа пьют»...

С начала 2010 года в Днепропетровске в ходе рейдов «Дети улицы» сотрудниками управления-службы по делам детей Днепропетровского городского совета был обнаружен 21 беспризорный ребенок. За весь прошлый год – почти 100 детей.

«Эти цифры позволяют нам говорить о том, что наблюдается тенденция к снижению количества беспризорных детей, ведь еще несколько лет назад на улицах Днепропетровска мы находили в 10 раз большее количество детей. Так, в 2002 и 2003 годах мы обнаруживали тысячи детей. С годами эта цифра уменьшалась, и сегодня у нас достаточно низкие показатели», – рассказала ИА «НОВЫЙ МОСТ» начальник управления-службы по делам детей Днепропетровского горсовета Алла Литовченко.

По ее словам, уже прошли те времена, когда на улицах города можно было встретить «толпы» бездомных детей. В 90-е годы и в начале 2000-х дети месяцами жили на улицах, спали в подвалах, на чердаках, и даже в люках, где проходили теплотрассы – у них там были «свои мирки».

«Сейчас у нас налажена система, которая, безусловно, является эффективной – это и государственная программа, и прием детей в семейные формы воспитания, и работа служб по делам детей. Главная задача – как можно раньше выявить неблагополучную семью и, соответственно, детей, которые не получают нужного ухода и заботы. Ведь если ребенок прожил уже, например, месяц на улице, то его достаточно сложно будет снова приучить к нормальной жизни», – говорит Алла Литовченко.

Основной причиной того, что ребенок оказывается на улице, является то, что родители не работают, пьют и не могут обеспечить ребенка всем необходимым. Тех, которые остались и без родителей, и без родственников – единицы.

По словам главного специалиста по вопросам предотвращения детской беспризорности управления-службы по делам детей Елены Гвоздиковой, наиболее эффективными мерами по предотвращению детской беспризорности и профилактике негативных проявлений среди детей является проведение профилактических рейдов управлением-службой по делам детей совместно с представителями отдела криминальной милиции по делам детей, во время которых обследуются семьи, выявляются беспризорные дети. На протяжении 2010 года управлением-службой города было проведено 93 рейда «Дети улицы» ( в которых, как уже было сказано, обнаружено 21 ребенка), 68 рейдов по компьютерным клубам города, во время которых была произведена проверка 212 клубов.

В один из таких рейдов под названием «Дети улицы» вместе с Еленой Гвоздиковой и криминальной милицией (2 сотрудника в «гражданке») решила отправиться и наша съемочная группа.

«Мы всегда просим людей: не подавайте детям милостыни, это их подталкивает вести и в дальнейшем такой способ жизни. И если вы увидите ребенка-бродягу или знаете, что у вас по соседству живет неблагополучная семья – сразу сообщайте нам. Главное, чтобы мы узнали о таком ребенке», – рассказывает во время рейда Елена Гвоздикова.

Со специалистами мы обошли почти все места наиболее массового скопления людей (пл. Островского, пл. Европейская, ж/д вокзал, автовокзал, пр. Калинина, ТЦ «Дафи», ТЦ «Материк»). Выяснилось, что объектом нашего внимания может стать лишь тот ребенок, который бродяжничает или просит милостыню. Ни одного ребенка обнаружено не было: то ли ситуация действительно такая радужная, то ли все потому, что, несмотря на вечернее время, на улице было довольно светло, и не все еще «успели выйти на вечернюю охоту» – неизвестно.

Подозрение у нас вызвал только один ребенок. На вокзале мальчик лет 16, неопрятный и плохо одетый, находился в компании женщины и мужчины. По всей видимости, его спутники являлись теми, кого мы привыкли называть бомжами. Постояв возле компании несколько минут, мы выяснили, что женщина – мать ребенка. «Да, видно, что семья не совсем благополучная. Но ребенок не просит милостыню и не бродяжничает: они просто стоят и разговаривают. Мы не имеем права предъявить ни ему, ни матери никаких претензий», – объясняет нам Елена Гвоздикова.

Конечно, такой вот разовый рейд, в котором мы приняли участие, не является доказательством того, что проблема детской беспризорности чужда Днепропетровску. Тем более, что уже через неделю в одном из торговых центров города мы и сами стали свидетелями того, как несколько ребятишек дошкольного возраста просили деньги у людей...

«Некоторые дети и не знают что такое телевизор»...

А вот если служба по делам детей совместно с криминальной милицией все-таки находит на улице ребенка, то его сразу привозят во временный приют, где ребенок пробудет не больше 3-х месяцев.

Приют «Надежда» – один из 3-х временных приютов в Днепропетровске – открыл свои двери беспризорным детям в 1997 году. За время работы учреждения социальная помощь была предоставлена более 4 тыс. детей от 3 до18 лет. Приют рассчитан на 30 человек, но на сегодняшний момент он заполнен лишь наполовину. «И примерно такая же заполненость еще в 2-х городских приютах. Это тоже своеобразный показатель того, что детей беспризорных на улицах нашего города становится все меньше и меньше. Приюты отмирают, в таком количестве сегодня они нам уже не нужны», – говорит начальник управления-службы по делам детей Днепропетровского горсовета Алла Литовченко.

В приют дети попадают с улицы либо из выявленных неблагополучных семей. Тут они находятся 3 месяца, в течение которых и решается их дальнейшая судьба. Ребенка либо возвращают в семью (после выяснения образа жизни родителей и обследования жилищно-бытовых условий), либо родителей лишают родительских прав, а ребенка устраивают в приемную семью либо в один из 5-ти детских домов Днепропетровска.

Что касается условий проживания в приюте, то смело можно говорить, что стереотип о том, что в детских приютах нечего есть, нет одежды и обшарпанные стены – в корне устарел. У детей есть все для нормальной жизни и развития. Тут соблюдены все санитарно-гигиенические условия, организовано 4-х разовое питание, чистая постель, игрушки, развивающие игры. С детьми работает психолог, к школьникам приходят учителя, дошкольники же занимаются согласно своему плану. Что касается обстановки, то и тут все на уровне – евроремонт, новая мебель, телевизоры, DVD и т.д. «Многие дети ничего подобного вообще никогда не видели. У многих из них дома даже телевизора не было», – рассказывает ИА «НОВЫЙ МОСТ» директор одного из 3-х временных приютов в Днепропетровске Майя Николайчик.

«Дети научили меня верить в лучшее и относиться с позитивом к житейским трудностям...»

Артему 6 лет. Он любит стихи, любит читать, петь, танцевать и вообще – он очень активный и творческий ребенок. В приюте «Надежда» мальчик живет уже 2,5 месяца. За это время он узнал что такое телевизор, нормальная еда – «первое», «второе» и «третье».

«Службами по делам детей Новомосковского района была выявлена многодетная семья, в которой папа умер, а мама пьет. В семье Артема кроме него было еще 5 детей – он самый старший. Скоро Артем будет направлен в детский дом, где уже живут его братья и сестры», – рассказывает нам Майя Николайчик.

О своей семье мальчик говорит охотно – сам рассказывает, что мама пьет, и говорит, что любит и скучает за братиками и сестричками.

В «Надежде» другом Артема является Денис. У Дениса родителей нет вообще. В будущем его ждет либо детский дом, либо приемная семья. «Сейчас решается судьба Дениса. Я все-таки надеюсь, что нам удастся устроить Дениса в семью», – делится с нами Майя Михайловна. Помимо этой дружной парочки, которая играет в человека-паука и цитирует «Нашу Рашу», в «Надежде» есть и другие детки. Гриша, удивительно светлый ребенок, рассказывает нам, что его каждый день приходит проведывать бабушка. В будущем Гриша хочет быть солдатом и «защищать Костика», своего уже близкого друга. Как попал сюда Гриша? Родители мальчика «забыли» или просто не захотели забирать его из санатория, куда они привели ребенка.

На вопрос, чему самому важному вы научились у этих детей, директор временного приюта Майя Николайчик говорит: «Помимо того, что благодаря детям я научилась петь, рисовать и танцевать... они научили меня по-другому смотреть на житейские трудности, верить в лучшее и стремиться к своей мечте. Ведь большинство этих деток действительно позитивно настроены, это во многом им помогает».

Глядя на детишек, на самом деле веришь, что им тут намного лучше, чем в своих семьях, и почти веришь, что дети счастливы. Но ведь все прекрасно понимают, что никакой комфорт, никакие игрушки или одежда не заменят им семейного тепла и родительской заботы. Это буквально написано на лицах более взрослых детей. Два пятнадцатилетних мальчика, проживающие во временном приюте, всем своим видом показывают, что в их жизни не все так хорошо, как у малышей, которые еще не совсем и понимают, что им повезло немного меньше, чем остальным детям.

Может ли приемная семья заменить родную?

Одним из факторов, влияющих на то, что на сегодняшний день меньшее количество детей находится в детских домах, является работа такой формы воспитания детей как приемные семьи. Приемная семья – одна из форм семейного устройства сирот или детей, лишенных родительской опеки, наряду с усыновлением, опекунством (попечительством) и детскими домами семейного типа, при которой пара либо физическое лицо берут детей на свою жилую площадь и воспитывают их до 18 лет. При этом государство платит таким семьям ежемесячно за каждого ребенка 2 прожиточных минимума плюс 35% вознаграждения.

На сегодняшний день в Днепропетровске работает 58 таких домов, где воспитывается 77 деток. «В 2009 году из временных приютов в приемные семьи и под опеку было устроено 23 ребенка. Это первый наш такой показатель. Я не идеализирую ситуацию и не говорю, что сейчас проблемы детской беспризорности в Днепропетровске не существует. Безусловно, она имеет место, но далеко не в тех масштабах, в которых мы наблюдали ее еще несколько лет назад», – говорит Алла Литовченко.

Ну что же, хочется верить, что те данные, которые предоставили нам все службы  с которыми нам пришлось поработать во время подготовки материала, не являются демонстрацией «хорошей работы», а на самом деле отражают нашу сегодняшнюю действительность.

Справка. С целью координации и контроля в городе управлением-службой по делам детей Днепропетровского городского совета ведется электронный учет детей, которые систематически оставляют место своего обучения и проживания. По состоянию на 1 апреля 2010 года на учете находится 40 детей, которые склонны к бродяжничеству (в 2007 году – 95, в 2008 – 60, в 2009 – 42).

О факте выявления ребенка, который остался без родительской опеки, бродяжничает, попрошайничает, можно сообщать в управление-службу по делам детей Днепропетровского городского совета по телефонам: 744-60-88, 744-61-48.

Фото: Надежда Гайворонская

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook