ГоловнаКоментарі

Разумной альтернативы атомной энергетике в Украине не существует – эксперты

По мнению экспертов, необходимо переводить украинские АЭС на более современные ядерные реакторы...

Разумной альтернативы атомной энергетике в Украине не существует – эксперты

В Институте Горшенина прошел круглый стол на тему «Энергетическая безопасность Европы», в котором приняли участие ведущие эксперты, учёные, общественные и политические деятели. В ходе мероприятия эксперты сошлись во мнении, что Украине невыгодно отказываться от ядерной энергетики, однако необходимо переводить свои АЭС на более современные и безопасные ядерные реакторы, а также разрабатывать альтернативные источники энергии.

По мнению экс-уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского, Украина не имеет разумной альтернативы ядерной энергетике. «События в Японии должны стать для нас сигналом для перехода на новые типы реакторов, которые обеспечат большую безопасность, чем реакторы второго поколения, которые есть сегодня в Украине. Но переход на новые реакторы невозможен в условиях отдельно взятой страны, будь это США, Япония или Россия, тут необходима совместная международная деятельность», – сказал эксперт, подчеркнув также, что атомная энергетика должна оставаться вне политики. «Не дай Бог, чтобы общество разбиралось в атомной энергетике так, как последние два года в газе», - заявил он. Кроме того, Богдан Соколовский допускает, что облако с радиоактивной пылью, попавшей в атмосферу в результате аварии на АЭС "Фукусима-1", через два дня может дойти до Украины. «По некоторым данным, радиационное облако уже заметили над Исландией. И можно ожидать, что через день-два оно придет и в Украину», - допустил эксперт.

Заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны, экс-директор ЧАЭС Сергей Парашин также убежден, что ядерная энергетика будет существовать и в будущем, потому что она значительно дешевле других источников электроэнергии. «Экономика лежит в основе всех решений власти и находится в интересах общества. Если АЭС, производящая в год определенное количество электроэнергии, требует затрат в размере 120 млн. долларов, то идентичная по мощности ТЭС получает 300 млн. в год за ту же электроэнергию. С точки зрения потребителя и общества – выбор очевиден. Конечно, при условии гарантий безопасности», – отметил он. По словам эксперта, нынешнее состояние атомной энергетики ставит ее на сотое место в мире по степени опасности среди всех других опасных производств. «Специалисты знают, как определяется этот показатель, – необходимо посчитать количество смертей на единицу продукции. Так вот, количество смертей в атомной энергетике чрезвычайно мало, как и количество заболеваний. Я сейчас говорю обо всем мире, а не об Украине», – уточнил Сергей Парашин. Он также считает, что Украине необходимо переводить свои АЭС на новые, более безопасные типы реакторов. «Такие реакторы разработаны, это так называемые реакторы с внутренней системой безопасности, которые не зависят от внешних факторов. Правда, эти реакторы заметно дороже тех, которые сегодня функционируют на наших АЭС», – добавил эксперт.

Народный депутат, замглавы Комитета ВРУ по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Михаил Волынец, напротив, считает, что Украине следует развивать альтернативные источники энергии, в том числе и традиционные (уголь, шахтный газ). При этом он отметил, что в Украине недостаточно собственных сил для этого, а иностранные энергетические компании (в частности, «Газпром»), в этом не заинтересованы.

В свою очередь, председатель правления Фонда развития ядерной энергетики Анатолий Шведов обратил внимание на то, что в Украине нет альтернативы АЭС, однако при этом отсутствует целостное видение развития атомной отрасли. «Мы должны правильно написать стратегию развития ядерной энергетики и вкладывать деньги в разработку и реализацию новых безопасных технологий в этой сфере, – сказал эксперт, добавив, что Минтопэнерго уже готовит план развития энергетики Украины, который, однако, предусматривает развитие использования угля и газа. «Минэнерго планирует увеличить количество вырабатываемой теплоэлектростанциями электроэнергии до 70% от общего объема (сейчас АЭС производят около 50% всей электроэнергии в Украине – ред.), но это станет катастрофой для нашей энергетики с экономической и экологической точек зрения. Что же касается альтернативных источников электроэнергии, то солнечная и ветровая энергетика локальны, и не в состоянии заменить традиционные ТЭС и АЭС», - заявил эксперт.

Заместитель директора Института геодезии им. Субботина НАНУ Александр Кендзера убеждён, что на всех украинских АЭС необходимо создать систему сейсмического мониторинга, которая позволит оценить риски возможных землетрясений. «Конечно, нигде в мире нет технологий, позволяющих предсказать мощное землетрясение хотя бы за день до его начала. Поэтому от землетрясений стратегические объекты защищают другими методами. Определяют степень уязвимости объекта сейсмическому воздействию и с помощью конструктивных решений сокращают риск его разрушения. Все реакторы украинских АЭС рассчитаны на землетрясения силой 7-8 баллов. Однако нужно помнить, что реактор на японской АЭС «Фукусима-1» землетрясение выдержал, а разрушены были инфраструктурные объекты, обеспечивающие его жизнедеятельность. Именно им сегодня нужно уделять особое внимание», - подчеркнул Александр Кендзера. Также учёный заострил внимание на том, что в данный момент Запорожская атомная электростанция – единственная из украинских атомных станций при проектировании не проходила оценку сейсмических рисков. По его словам, в 70-е годы, когда проектировалась ЗАЭС, территория, на которой она расположена, считалась безопасной с точки зрения вероятности землетрясений. «Однако сейчас можно говорить о том, что и Запорожская АЭС, как и остальные украинские АЭС, попадает в зону риска, хотя вероятность мощного землетрясения на этой территории маловероятна», - сказал учёный. По данным эксперта, стоимость системы сейсмического мониторинга для одной АЭС составляет 2-3 млн. грн.

Политолог Александр Палий считает, что японская катастрофа может замедлить рост мировой экономики. По его мнению, последствия стихийного бедствия в Японии, накладываясь на ряд внешнеполитических кризисов, могут негативно отразиться на мировой экономике. «Количество кризисов в мире достигло критической черты», - отметил он, имея в виду продолжающийся кризис на Ближнем Востоке, который спровоцировал подорожание энергоносителей. Эксперт напомнил, что после землетрясения временно остановились заводы крупнейших корпораций. Он также подчеркнул, что Япония является третьей по размеру экономикой мира, а потому ее влияние на общее состояние мировой экономики очень велико.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook