Алена Коробка, для ИА «Новый мост»
«Мы хотим, чтобы «Днепрооблэнерго» не создавала проблем для населения и частного бизнеса»
- В каком состоянии вы приняли компанию (Эдуард Соколовский руководит «Днепрооблэнерго» с конца 2006 года, - прим. ИА «Новый мост»), что за это время удалось сделать?
- Принимал компанию в достаточно хаотичном и по многим позициям разбалансированном состоянии… Складывалось впечатление, что у предприятия нет единой стратегической задачи. Недопустимо, на мой взгляд, когда инвестиционная программа планируется на уровне 60%, планируемые ремонты – ниже, чем заложено в тарифе, а их фактическое выполнение – еще ниже… Я понимал, что если ситуацию не переломить, то компания все время будет заложником кредитов… К тому же, из-за чехарды реорганизаций и последующими сокращениями, сотрудники потеряли не только стимул качественно работать, но и уверенность в завтрашнем дне.
- При всем этом Вам не стало страшно принимать такую компанию?
- Какие приоритетные задачи для компании сейчас?
- Успешность по всем без исключения направлениям, начиная от профессионализма кадров и заканчивая объемами инвестиций в развитие компании. Принято считать, что частные компании работают значительно эффективней тех, кто имеет государственную долю акций, но это – миф. По некоторым показателям «Днепрооблэнерго» работает настолько эффективно, что частные энергетические компании о таком даже не мечтают.
- Например, по каким?
- По договорам на присоединение, по объемам вложений в капитальные ремонты, по инвестиционной программе… Сегодня «Днепрооблэнерго» имеет одну из самых крупных инвестпрограмм в сфере энергетики Украины - 257 млн. гривен. Более 90% этой программы уже в работе и подрядчики с трудом справляются с таким объемом. Компания сознательно увеличивает объем капитальных и текущих ремонтов с одной целью – мы хотим, чтобы «Днепрооблэнерго» не создавала проблем для населения и частного бизнеса в плане предоставляемых услуг.
- Сколько сейчас «Днепрооблэнерго» должно население?
- В расчетах с населением по результатам 2007 года мы достигли практически 100%-го уровня, потому что стали этим заниматься системно. Сейчас долг прошлых лет составляет около 136 млн. гривен. Рост дебиторской задолженности по населению не просто остановлен, но и постоянно сокращается.
- Как компания работает с населением? Просто уговаривает?
- На что жалуются чаще всего?
- Как правило, большая часть жалоб связана с начислениями по актам хищений. Но здесь мы занимаем достаточно жесткую позицию с расхитителями электроэнергии. И это приносит свои результаты: в 2007 году мы впервые сработали без сверхнормативных потерь, а за 4 месяца этого года потери уже значительно ниже нормативных - на 47,8 млн. кВт*час.
- Сколько компании должны бюджетники?
- Текущие долги бюджетных организаций и госучреждений составляют около 5 млн. грн., из которых большая часть – это долги прошлых лет. Мы отходим от практики отключения бюджетников, поскольку находим взаимопонимание с районными, городскими и областными властями и они нас не подводят. При 100%-м финансировании бюджетных организаций отключений электроэнергии быть не должно, иначе это вопрос качества менеджмента обеих сторон.
- Какая ситуация с оплатой за электроэнергию у коммунальных предприятий?
- А долг прошлых лет по ЖКХ сколько составляет? И что повлияло на его накопление?
- 791 млн. гривен. Сказались многие факторы: и неэффективный менеджмент, и принципиальная неоплата, и отношение к этим коммунальным предприятиям… Если ранее «Днепрооблэнерго» можно было не платить, а отключить должника мы не имели возможности (по разным причинам – решения судов, экологическая бронь и т.д.), то этим пользовались сполна. Собрав платежи, коммунальщики обязательно из них платили зарплату, поскольку за ее невыплату наступает уголовная ответственность и конечно налоги, потому что тоже чревато … Считалось, что «Днепрооблэнерго», как и другим поставщикам, можно не платить вовсе или символически. Кстати, облгосадминистрация не мало сил потратила на работу с коммунальными предприятиями, в том числе и на создание экономически обоснованных и взаимовыгодных тарифов на водоснабжение и водоотвод.
- Реально ли погасить эти долги и каким образом?
- Вполне реально, и по многим предприятиям есть тенденция к снижению задолженности. Серьезным подспорьем стало долгожданное Постановление Кабмина №440 относительно компенсации разницы тарифов, которое дает хороший механизм погашения такой задолженности. Ведь зачастую в проблемных коммунальных предприятиях у руководителя, кроме стола, стула и ручки, ничего не осталось, а долги там – по 30 млн. гривен и больше.
- Коммерческие предприятия Вашей компании должны?
- В общем, нет, кроме предприятий, находящихся в стадии банкротства, где долги зафиксированы судом и мы считаемся должниками 4-й очереди. Текущей задолженности у бизнеса нет, все платят, потому что мы отстаиваем жесткую позицию в части отключения электроэнергии за неуплату.
- А сколько «Днепрооблэнерго» должно ГП «Оптовый рынок»? И как будет погашаться эта сумма?
- 2,082 млрд. гривен. Это долги прошлых лет, которые будут погашаться в том числе за счет дебиторской задолженности.
- Коммунальные предприятия стали платить лучше, значит, отключений в ближайшее время не будет?
- Во время отключений коммунальщиков городские и областные власти пытались на Вас и компанию давить, чтобы вы возобновили электроснабжение?
- Нет, ведь мы действовали законными методами, пройдя все этапы: от уговаривания и заверений в дружбе и верности до крайней меры, когда другие механизмы просто не работают – отключений. На личных встречах с мэрами городов пытались найти механизмы, которые позволяли бы коммунальным предприятиям выполнять свои обязательства и при этом своевременно рассчитываться за электроэнергию, не дожидаясь отключений. Вспомним, например, последнее нашумевшее отключение электроэнергии Аульскому водоводу – только на следующий день после вынужденного прекращения подачи электроэнергии предприятию, коммунальщики рассчитались, хотя наша компания заблаговременно и не один раз предупреждала, требовала оплатить долг.
«В ближайшее время отечественную энергетику ожидает нехватка людских и производственных ресурсов»
- Сравните, пожалуйста, нынешнее состояние «Днепрооблэнерго» с «Одессаоблэнерго» и «Кировоградоблэнерго», в которых Вы работали.
- Сравнивать не совсем корректно… «Днепрооблэнерго», к примеру, разительно отличается от «Одессаоблэнерго» тем, что здесь сохранился кадровый потенциал, а уровень технической подготовки специалистов на порядок выше. Такой коллектив ведь не создашь за год-два, он создавался поколениями, поэтому некоторые задачи в этой компании ставить и решать гораздо легче. Днепровская энергосистема не зря была лучшей еще во времена СССР, а сегодня по потенциалу «Днепрооблэнерго», безусловно, наиболее привлекательная и динамично развивающаяся компания в этой сфере в Украине.
- Какие проблемы, на Ваш взгляд, есть в украинской энергетике?
- Есть ли у Вас компания-эталон в мире, на которую хотелось бы равняться?
- Искренне надеюсь, что «Днепрооблэнерго» станет таким эталоном, и пусть другие равняются на нас. Самое главное – не стоять на месте, динамично развиваться и перенимать лучшее, что есть в Украине в соответствии с поставленными задачами.
«Чтобы сделать лучше населению и построить подстанции, нам приходится судиться с разными организациями»
- Компания планирует развиваться, строить подстанции… Легко ли «Днепрооблэнерго» отводит земельные участки под свои объекты? Отличается ли эта ситуация в разных городах области?
- Не отличается. Проблема есть, и она характерна для всех городов, не только крупных. Вопросы отвода земли нас также волнуют, ведь «Днепрооблэнерго» вводя новые мощности поднимает этим и стоимость земли. Поэтому выделение земельных участков должно проводиться планово, прогнозируемо, и сотрудничать с городскими властями хотелось бы не ситуативно, а в соответствии с планом развития.
- Сейчас «Днепрооблэнерго» наравне с коммерческими структурами должно участвовать в тендерах, чтобы приобрести участок?
- К сожалению, отвод земли под наши объекты – достаточно сложный и длительный процесс. К примеру, по некоторым подстанциям процесс длится уже четвертый год и только сейчас, надеюсь, вопрос решится. Доходит до курьезов: чтобы предоставить в первую очередь населению качественную услугу и построить подстанции, нам приходится судиться с разными организациями, якобы отстаивающими интересы горожан… С прошлого года технические службы «Днепрооблэнерго» принимают активное участие в разработке генплана города в части электроснабжения. К примеру, мы разработали схему перспективного развития линий энергоснабжения Днепропетровской области, Днепропетровска и Днепропетровского района с тем, чтобы они в обязательном порядке были отражены в генеральном плане города.
- Ну, и, соответственно, зарезервировали под свои объекты земельные участки?
- А скандал на бульваре Славы, где «Днепрооблэнерго» пытается построить подстанцию, а горожане считают, что ваша компания как-то связана с коммерческим структурами, которая хочет строить торговый центр?
- В этом районе все без исключения потребители имеют проблемы с энергоснабжением из-за того, что мощности уже давно не соответствуют постоянно растущим нагрузкам. Подстанция на этой территории крайне необходима и для ее строительства мы прошли от начала и до конца всю процедуру отвода земельного участка. В финансовом плане «Днепрооблэнерго» давно зарезервированы средства для запуска этой подстанции, но мы не можем их освоить из-за решений судов, которые не позволяли нам строить. Сегодня мы получили решение суда и в том числе апелляционного, который подтвердил нашу правоту. Сейчас ведем работу с подрядчиками строительства и в этом году надеемся ввести подстанцию в эксплуатацию.
- О чем мечтаете?
- Чтобы дали возможность спокойно работать и заниматься делом. У «Днепрооблэнерго» настолько серьезный потенциал, что она еще займет достойное место в энергетике Украины.
- Теоретически можно говорить о выходе компании на IPO?
- Теоретически – можно, но это решение должны принимать акционеры «Днепрооблэнерго». Кстати, хороший вопрос к НАК «ЭКУ» - готовы ли они, как основной акционер, поменять свои подходы и работать в правовом поле, чтобы вывести компанию на международный уровень?