ГоловнаІнтерв'ю

Украинский взгляд из России

Украинский взгляд из России

Ольга Палий, для ИА «Новый мост»

В преддверии Дня Независимости в Днепропетровске состоялась научно-практическая конференция «Украина-Кубань — ретроспектива этнокультурных взаимоотношений».Ученые историки из Украины и России собрались, чтобы поделиться друг с другом достижениями в изучении общей казацкой истории. Дело в том, что начиная с XVIII века казаки и крестьяне из Украины активно колонизировали Кубань. В сельских районах Краснодарского края можно услышать «балачку» - местный диалект, в котором «законсервировались» особенности говора жителей Полтавщины и Черниговщины XVIII века. О том, как сегодня, в период обострения противоречий между правительствами Украины и России, кубанцы относятся к своей далекой исторической родине мы беседуем с кандидатом исторических наук, доцентом Кубанского государственного университета, консультантом губернатора Краснодарского края Анатолием Авраменко.

- Анатолий Михайлович, влияет ли антиукраинская пропаганда, которая транслируется в последнее время по российским телеканалам на отношение жителей Краснодарского края к Украине?

- Большая часть населения Кубани позитивно относится к Украине. Хотя, конечно же, и здесь есть те, кто бездумно воспринимает государственную антиукраинскую пропаганду. К счастью, таких немного. Большая часть россиян вообще не видит разницы между русскими и украинцами. Хотя лично для меня ухудшение отношений между правительствами России и Украины – очень болезненный процесс. Я опасаюсь введения визового режима между нашими странами. В этом случае, не имея возможности получить наряду с российским украинского гражданства, многие этнические украинцы окажутся отрезанными от своей исторической родины. Между тем, любая страна может и должна укрепляться за счет диаспоры. Чем больше украинцев в разных странах помнят о своих корнях, тем сильнее будет Украина.

- Как по-вашему, много ли людей в России захотели бы получить еще и украинское гражданство?

- Точной статистики нет. Многие этнические украинцы забыли язык, но помнят о своем происхождении. Поэтому данные официальной статистики и социологических опросов часто не совпадают. Сегодня не менее половины жителей Кубани – украинского происхождения. Достаточно посмотреть телефонный справочник – каждая вторая фамилия будет украинской. Однако по данным последней переписи населения из 5 млн. жителей Краснодарского края украинцы составляют 3%. Это результат государственной политики ассимиляции.

- Делает ли что-то Украина для сохранения национальной идентичности украинцев за рубежом?

- Не делает НИ-ЧЕ-ГО. Маленькое государство Израиль, которое думает о своем будущем, готово предоставлять гражданство любому еврею, приехавшему в страну, создает и финансирует культурные центры по всему миру. Венгрия выделяет значительные средства на организацию преподавания венгерского языка в Словакии, Румынии – в местах компактного проживания венгерского населения. Венгры, даже живущие за границей, нужны своей стране. Такого ощущения у украинцев нет. И это очень плохо. Ведь если сегодня пожилые люди говорят на кубанской «балачке» (диалект украинского языка), то их дети общаются на русском языке, который они выучили в школе. Они понимают своих стариков, но спустя одно – максимум два поколения – украинская диаспора на Кубани полностью исчезнет. Украинские власти могли бы затормозить этот процесс, организовав факультативное преподавание украинского языка, культуры в местах компактного проживания украинцев за рубежом.

- Ассимиляция украинской диаспоры – это целенаправленная политика российского руководства?

- Да. За счет ассимиляции в большинстве своем трезвого и трудолюбивого украинского населения русский этнос растет и оздоравливается. Кроме того, украинцы очень легко ассимилируются в России, ведь здесь их никогда не считали чужаками. В представлении многих россиян украинский язык – диалект русского.

-Эта политика продолжается с советских времен?

- Да. После голода 1932-33 гг. многие украинцы просто ради самосохранения в документах записывались как русские. Если бы лет через пять после этих событий государственная политика изменилась, на Кубани можно было бы покупать украинские книги, отправлять детей в украинские школы, эти люди снова стали бы украинцами. Но сейчас слишком много десятилетий прошло. Процесс ассимиляции углубился.

- Какое отношение к Голодомору сегодня на Кубани?

- Официальные власти не поощряют проведение научных исследований на эту тему. Есть опасения, что подобные исследования могут быть использованы Украиной в процессе отстаивания необходимости признать Голодомор геноцидом украинского народа на международном уровне. Но в народе потребность сохранить свою историю есть. Кое-где были установлены памятные знаки, старики, пережившие те страшные события, рассказывают об этом своим детям и внукам. Отдельные их рассказы фиксируются, публикуются. Эти свидетельства не менее жуткие, чем рассказы переживших Голодомор непосредственно на Украине. Причем, по мнению многих очевидцев, если бы на этой территории преобладало бы неукраинское население, удар был бы не таким страшным. Войска закрывали подступы прежде всего к казачьим украиноязычным станицам. Их хотели уничтожить, чтобы другие боялись.

- А вы как историк считаете ли Голодомор геноцидом украинского народа?

- Власть ударила, прежде всего, по тем регионам, где крестьяне были сильными, где они чувствовали себя хозяевами своей земли, своей жизни. Такое отношение к земле, к работе было частью менталитета украинского крестьянства. Думаю, все-таки этот геноцид был скорее социальным. Я не видел ни одного документа, в котором бы говорилось о необходимости истреблять именно украинцев. Думаю, что такие документы никогда не будут найдены. Сталин очень заботился о своем образе, который сохранит история. Поэтому, если у него и была ненависть именно к украинцам, приказы о целенаправленном уничтожении народа он, скорее всего, отдавал устно. С другой стороны, известны факты о выселении с Кубани целых украинских станиц. Например, все жители станицы Полтавской были полностью выселены, а в их дома заселились демобилизованные красноармейцы и станица была переименована в Красноармейскую. Недавно этой станице вернули историческое название. Станица Уманская была окружена, большинство ее жителей погибли от голода, выживших – переселили. Сама же станица была заселена переселенцами из Белоруссии, привезенными насильно. И таких примеров немало. Так или иначе, но основной целью организаторов тех страшных событий было превратить гордых, работящих, независимых людей в бессловесных рабов. К сожалению, это почти удалось. Я слышал от многих очевидцев тех событий, что до 1929 года (начало массовой коллективизации) жизнь была хорошей, а потом – только каторжный труд.

- Как вы считаете, как в дальнейшем будут развиваться отношения между государствами и народами Украины и России?

- Некоторые российские политики ведут себя как откровенные провокаторы. К сожалению, шаг за шагом, они достигают своей цели. Сегодня в России многие не понимают, что Севастополь – это украинский город и силовой вариант захвата не пройдет. Уроки, полученные во время конфликта вокруг косы Тузла, не были усвоены. Многие так и не поняли, что любые военные столкновения в районе Севастополя станут катастрофой и для Украины, и для России.

- Какое отношение жителей Краснодарского края к событиям в Северной Осетии?

- Позиция Грузии однозначно осуждается. Логика такая: если грузинский народ в свое время воспользовался правом на самоопределение, то почему он лишает этого права осетин и абхазцев? Грузия сегодня ведет семя как микроимперия. Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа восстановил конституцию Грузии 1918 года, согласно которой никаких автономий в ее составе не было. В ответ на это Абхазия тоже восстановила свою конституцию, и тоже 1918 года, согласно которой Абхазия – независимое государство. 90% абхазов и осетин приняли российское гражданство именно с целью защититься от произвола грузин. После последних событий в Цхинвале в Краснодарский край приехали осетинские беженцы. Они рассказывали, как их убивали грузины. И им невозможно не верить. Перед Михаилом Саакашвили его американские спонсоры поставили задачу – поднять крик на весь мир о российской агрессии против Грузии. И он честно отрабатывает полученные деньги, не считаясь с жертвами среди мирного населения. Думаю, российской армии нужно было быть готовой к подобным провокациям: не стоило пересекать осетинскую границу и появляться в Гори. Но так или иначе, загнать Абхазию и Южную Осетию обратно в Грузию уже невозможно. За годы гражданской войны слишком много претензий накопилось у этих народов друг к другу. И осетины, и абхазцы считают грузин фашистами. Я понимаю, что отдельно взятый грузин, осетин или абхазец всегда смогут договориться друг с другом. Но пропаганда каждой из враждующих сторон демонизирует оппонента и противостоять ей очень сложно. Думаю, что общественные организации путем проведения совместных конференций, круглых столов, освещения их в СМИ могут совместными усилиями находить и подсказывать политикам пути выхода из тупика.

- После осетинских событий многие аналитики говорят, что следующей мишенью российской армии станет Крым. Допускаете ли вы такой сценарий развития событий?

- Нет. Помимо желания, необходимо иметь причины для ввода войск. Такие причины были в охваченной гражданской войной Южной Осетии, но в Крыму их нет. Российских миротворцев туда никто не зовет и, даст Бог, никогда не позовет. Просто так же вторгаться на территорию независимого государства – себе дороже. Ведь мировое сообщество будет на стороне Украины. Конфликт в Крыму может развиваться из-за того, что там быстро растет крымско-татарское население, для которого и украинцы, и русские одинаково враждебны. Самозахваты земель, драки, эпизодические убийства – это страшная угроза не только для Украины, но и для России. Если Москва увидит, что Украина теряет контроль над Крымом, в далекой перспективе могут искаться поводы для ввода войск. Но, думаю, до этого не дойдет. Сейчас же таких поводов у Кремля нет.

- Согласно договору, в 2017 году российский флот должен покинуть Севастополь. Пройдет ли по вашему мнению, этот вывод тихо и спокойно?

- Думаю, что стрелять в Севастополе не начнут. Российская армия не такая боеспособная, чтобы пугать Украину. Тем более, что прямое нарушение буквы международного договора будет пресечено мировым сообществом. Но не исключаю, что будет идти отчаянный торг. И скорее всего, Украина продлит срок пребывания российского флота в Севастополе в обмен на привлекательные цены на энергоносители. Если же украинские власти в 2017 году жестко потребуют вывода флота, Россия будет вынуждена подчиниться.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook