Ольга Палий для ИА «Новый мост»
Диакон Андрей Кураев разрушает все традиционные представления об образе православного священника. Он выходит на сцены вместе с рок-музыкантами, замечательно разбирается как в классической и богословской литературе, так и в современной молодежной культуре. Всю свою эрудицию, а также потрясающее личное обаяние он использует в неустанной миссионерской деятельности. В свой последний приезд в Днепропетровск Андрей Кураев записал несколько передач для одного из днепропетровских телеканалов, провел двухчасовую публичную лекцию в забитом до отказа зале кинотеатра «Салют», а потом, несмотря на огромную усталость, до глубокой ночи отвечал на вопросы.
- Отец Андрей, сегодня в Украине много говорят о необходимости выхода Украинской православной церкви из-под власти Московского патриархата. Как вы к этому относитесь?
- Опыт церковной истории показывает, что обретение церковной независимости — очень двусмысленная штука. Независимость от внешнего могущественного духовного центра всегда оборачивается рабством у местного истеблишмента, политиков и спонсоров. Русская православная церковь знает это по себе. Добившись независимости от Константинопольского патриархата, русская церковь стала инструментом московской царской политики. То же самое будет и в Украине. Свидетельством того, что у киевских политиков именно такие замыслы является отсутствие аналогичных требований со стороны украинских католиков. Всем ведь понятно, что зависимость украинских католиков от римского епископа гораздо большая, чем зависимость украинских православных от московского епископа. Украинская православная церковь имеет полную свободу в кадровых вопросах. Для того, чтобы избрать украинского епископа, лишить его сана, наградить, понизить достаточно просто уведомить московские церковные власти. На эти решения даже не требуется благословения. Напротив, ни один прелат католической церкви не может быть назначен или перемещен без личной санкции Папы Римского. Кроме того, Римско-Католическая церковь — это, несомненно, политический институт. Однако реализации политики Ватикана в Украине киевские власти не боятся. А чисто символическая власть Московской патриархии почему-то вызывает сопротивление.
- Вы считаете, что православная церковь в Украине не оказывает никакого влияния на власть?
- В Украине Православная церковь не может добиться от государства самой простой вещи — признания церкви в качестве юридического лица. Во всем мире это совершенно нормальная практика. Кстати, в России церковь имеет статус юридического лица. Даже в СССР в 1990 году Закон «О свободе совести» даровал религиозным общинам этот статус.
- Как вы оцениваете участие общественных организаций, объединяющих православных в выступлениях против присоединения Украины в НАТО?
- Очень позитивно. Не нужно путать право (или точнее его отсутствие) на участие в политической жизни для священников и политическую активность мирян. Церковь — это не помещение. Церковь - это люди, которые имеют право создавать любые объединения: политические, экономические, филателистические, рыболовные... Православным народам не хватает пресловутой соборности. Не хватает опыта общения, самоорганизации и отстаивания своих прав. Пусть эти опыты бывают неудачными, карикатурными, слишком крикливыми или, наоборот, слишком робкими, но они должны быть. Ведь культура политического действия, как и английский газон, за одно лето не вырастает. На это нужны годы и поколения. Поэтому если бы появились православные движения за вступление Украины в НАТО, я бы это тоже поддерживал. То есть для меня не важен вектор идеи. Важен сам опыт самоорганизации.
- Лично я за членство Украины в НАТО. Если украинские политические элиты будут прислушиваться к голосу своего народа, а не западных спонсоров построения демократии в Украине, если украинские национальные элиты станут по-настоящему национальными и при этом Украина вступит в НАТО, Россия может спать спокойно. Ведь в этом случае у нас будет свой человек в Брюсселе. В НАТО действует принцип вето. Украина сможет заблокировать какие-то агрессивные инициативы, направленные против России. Но все это будет возможным только при условии, что Украина разберется сама с собой: со своим правительством и истеблишментом.
- Каковы сегодня отношения Русской православной церкви с протестантскими церквями Западной Европы? Считают ли православные их сектами?
- В моем понимании секта — это любая религиозная группа, которая не признает право считаться человеком за тем, кто не является ее членом. Православная церковь ведет диалог с представителями европейских протестантских церквей. Правда, мы с болью смотрим на духовный регресс, связанный с чрезмерным либерализмом общества, который в последнее время наблюдается в Северной Европе. Так, года четыре назад пастор шведской церкви опубликовал на правах частного объявления одну строку из посланий апостола Павла: «Не обольщайтесь: мужеложники царства Божиего не наследуют». Был суд. Пастор отсидел срок в тюрьме. Местные епископы не только не попытались его защитить, но и публично заявили: «Его позиция не совпадает с официальной позицией церкви». Недавно Синод нашей церкви принял очень горькое решение прекратить диалог с церквями, которые венчают гомосексуальные браки. Говорить о спасении с церквями, не разделяющими наши моральные убеждения, мы не считаем для себя интересным.
- Церковная мораль вступает в противоречие с современным пониманием прав человека?
- Сегодня много говорят о свободе. Но ведь есть свобода для и свобода от. Вопрос: ради чего люди стремятся освободиться от традиционных моральных ценностей. Насколько значимы эти цели?
- Сегодня почти не слышно, чтобы церковь достаточно громко выступала против рекламы алкоголя, табака, недостаточно нравственной с традиционной точки зрения рекламы...
- Я не слышал, чтобы апостолы в свое время громогласно обличали упадок нравов поздней Римской империи. Все-таки церковь и профсоюз — это немного разные организации. Бессмысленно обращаться к нехристианскому обществу с призывом жить по-христиански. Ведь, откровенно говоря общества как современной России, так и Украины, нельзя назвать христианским. Большинство людей в наших странах не считают для себя возможным прислушиваться к голосу церкви. Наверное, сейчас гораздо больший эффект может оказать миссионерская деятельность, чем протестные крестные ходы.
- Сегодня в России государство поддерживает православную церковь. Насколько в связи с этим растет ее авторитет?
- Это очень сложный вопрос. Давайте вспомним историю. Николай II отрекся от престола на второй седмице великого поста 1917 года. Напомню, в Российской Империи действовало правило обязательного говения и причастия для госслужащих, в том числе и военнослужащих. Более того, госслужащие должны были предоставить справку от батюшки о том, что они были на исповеди и причастились. Те, кто этого не делал, платили штраф. Согласно статистике, в 1916 году 80% военнослужащих Российской армии говели и причащались. Оставшиеся 20% приходилось на мусульман и представителей других конфессий. В 1917 году, после отречения Николая, принудительное говение и причастие было отменено. Добровольно исповедались и причастилсь всего 20% военнослужащих. Обращаю ваше внимание, что речь идет об армии в состоянии войны. От причастия отказывались солдаты, которые ежедневно смотрели в лицо смерти. С другой стороны, в СССР во время переписи населения в 1937 году в последний раз ставился вопрос о вероисповедании. При этом 45% городского населения и 60% сельского заявили о своей принадлежности к той или иной конфессии. Обратите внимание: перепись населения — это не опрос. Ответы содержат фамилию, имя и отчество. И в стране воинствующего атеизма люди не побоялись так ответить на этот вопрос. Это значит, что большинство людей, живших в Царской России, сохранили свою веру даже спустя 20 революционных лет. Думаю, при любой власти, в любом народе есть какое-то количество пассионариев, готовых отстаивать свои убеждения. И есть достаточно много людей религиозно равнодушных, которые в своей духовной жизни ориентируются на то, что говорит власть. Будь то власть государства или власть кумиров.
- Вам неприятно говорить на политические темы?
- Политические вопросы не стали бы для меня предметом написания книги или проповеди. Однако вы спрашиваете и из послушания вам я вынужден размышлять на эти темы.
Справка. Андрей Кураев родился в 1963 году в Москве. Окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, Московскую Духовную семинарию, Московскую духовную академию. Кандидат философских наук, профессор богословия. Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Диакон храма Архангела Михаила в Тропареве. Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Награжден орденом преп. Сергия Радонежского III степени.
Фото: Ольга Палий, Сергей Вольский, фотоархив сайта ttp://kuraev.ru