18 июня в ИА «МОСТ-ДНЕПР» состоялась пресс-конференция на тему: «Экономические последствия прекращения поставок газа в Украину».
В пресс-конференции приняли участие:
- Политический обозреватель Юрий Райхель;
- Заместитель главы координационного совета по вопросам развития предпринимательства при Днепропетровской облгосадминистрации Михаил Крапивко.
Юрий Райхель считает, что последствия прекращения российских поставок газа в Украину будут иметь последствия для всего газового рынка.
«Это угрожает всеми мироврму рынку газа. Вся та ситстема затягивания перегоров по газу, затеянная Москвой, была завязана на военно-политическое положение на Донбассе. Было понятно, если Киев пойдет на уступки и переговоры с так называемыми представителями Донбасса, то можно было ожидать смягчения позиции России в газовом вопросе. Когда этого не случилось, а в Москве поняли, что Украина не поддается газовому шантажу, позиция ужесточилась, что и привело к известному результату. Перспектива очень сильно зависит от Европы и конкретно Словакии, которая находится под сильным российским воздействием. Поэтому Словакия крайне неохотно идет на западный реверс газа и делает это исключительно под нажимом Еврокомиссии. Во-первых, там еще необходимо построить перемычку до нашей газовой системы, которую Словакия отказалась финансировать, здесь нам может помочь Европейский Союз. Реально из Словакии мы можем в год получать около 10-12 млрд куб м. газа. Но остается вопрос, какие европейские компании согласятся нам его поставлять. При этом не нужно думать, что позиция России в газовом воппосе очень сильная. Перекрыв Украине газ, РФ должна найти ему выход. Технологическая особенность газовых скважин состоит в том, что, если их заглушить, обратно их не вернешь. Значит, если у вас есть лишний газ, его нужно куда-то реализовать, сжечь или закачать в хранилища, которых у России относительно мало. Они могут перебросить этот газ на «Северный поток», есть только сложности в инфраструктуре. И нужен ли этот дополнительный газ Европе, сейчас – нет. Тем более он сталкивается с конкуренцией поставщиков. Южная Европа (Балканский полуостров, Румыния, Словакия, Венгрия) очень сильно зависит от поставок Российского газа, некоторые страны на 80-90%, например Болгария. Они сейчас пытаются диверсифицировать источники поставок, но за полгода этоне решится. Поэтому и занимают сдержанную позицию в отношении украинского кризиса. Западная и Северная Европа меньше зависят от помтавок Российского газа, там доминирует Норвежский газ, СПГ, сжиненный газ, который поставлется из Африки и персидского залива. Объем российского газа в целомна рынке Европы составляет 15%, в Германии он доходит до уровня 22-25%. Поэтому ЕС не един в отношениик Украине. Наш сосед Молдавия на 100% завязана на поставках российского газа. Наши перспективы напрямую зависят от бесперебойных поставок российского газа в Западную Европу. Обеспечивая реверс этого газа, мы обезопасим самих себя. Если мы за счет реверса из Польши, Венгрии, Словакии сумеем закачать 7-10 млрд куб м газа в свои хранилища, то до теплого времени 2015 года мы суме дожить», - сказал он.
Михаил Крапивко заявил, что сегодняшнее прекращение Россией газовых поставок в Украину не отразится на населении. По его словам, потребление промышленностью газа по политическим мотивам сокращено значительно.
«Все предприятия, включая и теплоэнерго, с «Нафтогазом» всегда работают по предоплате. Население, которое является конечным потребителем прямого газа, если пару месяцев не платит, приходят и опечатывают трубу. То есть в «Нафтогаз» деньги поступают фактически на условиях предоплаты, а «Нафтогаз» на условиях предоплаты боится платить. Хотя, в принципе, деньги пришли, возьмите часть и заплатите, ведь внутри страны газ продается практически по двойной цене, по сравнению с закупочной. Причем каждый раз, когда нужно платить поставщикам, «Нафтогаз» одалживает деньги у бюджета. Это говорит о том, что на промежутке «облгаз – «Нафтогаз» деньги растворяются. То есть, перевод на предоплату является реальной угрозой для воровства Я думаю, что газ в квартирах населения будет, на это не повлияет сегодняшняя ситуация. Ряд энерго- и газпотребляющих отраслей стоит, это и «химия», и «азоты», а ведь азотные удобрения у нас привыкли получать из газа. Металлургия востока полустоит, работает металлургия в Днепропетровске, перевыполняет план ( около 125% отгрузок), но это при работе не на полную мощность. Мы видим и трубный завод, который на половину стоит. То есть, сегодня потребление промышленностью газа по политическим мотивам сокращено значительно, а для населения газа хватит. Вопрос в другом, что делает правительство, чтобы газ собственной добычи, которого по всем балансам хватает для внутреннего потребления Украины, не продавался за рубеж, а использовался внутри. Рычаги для этого есть, есть условия лицензоривания добычи газа, ведь это – народное достояние, общегосударственное. А правительство наше и Верховная Рада лишь распоряжается им от имени народа. Можно, например, включить в условия лицензирования обязательную продажу 80% добычи на территории Украины или «Нафтогазу». Но решатся ли депутаты на лишение себя части сверхприбыли. Это политическое решение проблемы», - сказал он.