В круглом столе приняли участие:
- Координатор МЭП Александр Смирнов;
- Координатор МЭП, эксперт, координатор Днепр Станислав Жолудев;
- Эксперт по образованию Надежда Михно;
- Координатор МЭП, эксперт, координатор Харьков Елена Бугло;
- Эксперт, координатор МЭП Бердянск Иван Харченко;
- Эксперт, координатор МЭП Чернигов Олег Картун;
- Эксперт, координатор МЭП Одесса Наталья Чиджавадзе.
Как известно, с введением общегосударственного карантина на территории Украины для школьников 5-11 классов стартовала Всеукраинская школа-онлайн. На сегодняшний день в Минобразования не исключают, что, как минимум, с 1 сентября этот проект будет иметь продолжение (в зависимости от эпидемиологической ситуации с COVID-19), а, как максимум, украинские школы и вовсе перейдут на дистанционный формат обучения.
В связи с этим, эксперт и координатор МЭП Александр Смирнов во время пресс-конференции поделился собственным мнением относительно кризиса среднего образования, отметив, что подобные реформы очевидно нацелены на подготовку рабочего класса для трудоустройства за границей.
«Мы давно, чисто теоретически, понимали, что реформа Новой украинской школы, это за гранью добра и зла.
Но все эти негаразды «подсветил» карантин с его онлайн обучением. Меня, как человека путешествующего, особенно порадовал пассаж с белыми медведями в Антарктиде. А наша новая, прости Господи, власть, вместо того, чтобы напихать ответственным за это дело «специалистам», напялила футболки «Маю право на помилку!» ….
Господа, мы тупо готовим батраков на клубнику в Польшу? Так, между прочим, в той же Польше на выборах победил действующий Президент. У которого, мягко говоря, несколько иной взгляд на историческое прошлое, касаемо взаимоотношений поляков и украинцев. Так что со временем и польская клубника накроется для Украины медным тазом!
Что ни говори, а доверить обучение своих детей нынешнему государству - смерти подобно!
Но мы люди опытные, мы-то знаем, что, как говорил один литературный герой, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих!». Мы живем в эпоху цифровых технологий, и заменить государственную бредятину на частное обучение - вопрос лишь времени», - сказал Александр Смирнов.
Несмотря на то, что дистанционное образование создает много возможностей для привлечения современных технологий и поиска новых методов преподавания, закрытие школ также углубляет социальные и экономические различия. Социолог Надежда Михно сообщила, что не все дети имеют одинаковый доступ к онлайн-курсам - по данным исследования Factum Group, по состоянию на третий квартал 2019 года только 65% опрошенных украинцев имели дома Интернет. Но и с психологической точки зрения дистанционное обучение имеет недостатки: некоторым ученикам не хватает мотивации, а кто-то расценивает карантин как дополнительные каникулы.
«По данным ЮНЕСКО, во время карантина родители чаще теряют работу (соответственно и деньги тоже), иногда как раз из-за того, что приходится круглосуточно ухаживать за детьми. Больше всего в зону риска попадают именно те семьи, которые находились в кризисных обстоятельствах и в карантине. Например, матери-одиночки, многодетные семьи и тому подобное. Однако появилась новая проблемная категория - семьи, привлеченные к системе здравоохранения. Медицинские работники, которые работают с пациентами с коронавирусом, вынуждены самоизолироваться от своих детей, временно проживать в специальных общежитиях и так далее. Таким образом помогать в обучении собственным детям они не могут. В целом эта проблема касается и тех семей, где родители продолжают работать, но удаленно», - сказала она.
Надежда Михно сообщила, что не готовы к онлайн-образования оказались и родители - 38% опрошенных родителей заявили, что учебная нагрузка увеличилась. Многие из взрослых из-за нехватки времени, ресурсов, возможностей или собственных знаний оставляют детей в покое на время закрытия школ. ЮНЕСКО определяет подобные ситуации как рискованные, ведь таким образом усиливается негативное влияние сверстников или других взрослых на детей. Кроме того, если раньше люди в случае конфликтов дома могли балансировать, сейчас многие осталось один на один с проблемами.
Родители, которые могли бы помочь детям в усвоении материала, не всегда компетентны в учебной программе. 60% родителей, опрошенных ДСЯО, утверждают, что им пока трудно мотивировать ребенка для обучения, 25% отмечали, что ребенку во время карантина стало труднее усваивать новые темы.
Надежда Михно отметила, что, по сообщению психологов, некоторым ученикам не хватает мотивации для обучения в условиях карантина, ведь украинская система образования не формирует у школьников умение учиться самостоятельно. А некоторые вообще не воспринимали дистанционное обучение, расценивая карантин как дополнительные каникулы.
Координатор МЭП, эксперт Станислав Жолудев подробно рассказал о всех подводных камнях и проблемах онлайн-образования в нашей стране и отметил, что, на самом деле, под видом "антикоронавирусных" мер украинцам подсовывают очередную модель, которая будет способствовать лишь принудительной интеллектуальной деградации общества.
«На протяжении нескольких месяцев карантина мы уже смогли увидеть проблемы в дистанционном обучении школьников. И если такой формат получения образования продолжиться, мы будем иметь еще более прискорбные последствия в данной сфере. К сожалению, всё увиденное нами – это проблема не только системы образования.
Деградация системы, начавшаяся с руководства, будет наблюдаться и далее. Глобальная проблема заключается в том, что гораздо проще руководить необразованными, некомпетентными гражданами. Если власти проще воспитывать целые поколения людей некомпетентных, управляемых, то она будет этим заниматься, применяя любые методы. Такая же ситуация у нас и в медицине. Если нужно, чтобы люди болели и происходила физическая деградация, то мы будем это внедрять.
Сейчас мы видим, как под видом карантинных мероприятий нам пытаются подсунуть очередную модель, которая будет способствовать уже интеллектуальной деградации общества. Извините, для любого общества две наиболее принципиальные вещи – это образование и медицина. Одна касается нашего физического и психического здоровья, а вторая – интеллектуальных способностей. И если власть хочет поставить общество фактически на колени, то она будет действовать комплексно и в одном направлении, чтобы люди деградировали. Оговорка по Фрейду о «некачественных детях» от представителей действующей центральной власти перекликается с мнениями властей и в других мировых государствах, мол «зачем нам воспитывать образованных детей, если ими потом не так просто манипулировать и руководить». Это глобальный тренд, который, прежде всего, сводит на нет систему среднего образования, где есть возможность «выбить» базис, принципы образования и желание учиться. В высшей школе это сделать не так просто, ведь туда люди приходят с определенной мотивацией, критическим мышлением и аналитическими способностями», - сказал эксперт.
Под видом «антикоронавирусных» мер власть проводит стратегию, чтобы сделать общество более контролируемым и управляемым
Станислав Жолудев также отметил, что внедряемые центральной властью мероприятия по предотвращению распространения COVID-19 – это часть стратегии, чтобы подчинить и контролировать общество: «То, что сейчас предлагают под видом «антикоронавирусных» мер полностью вкладывается в стратегию нашей действующей власти, чтобы сделать общество более контролируемым и управляемым. А минувшие выборы показали, что более 70% граждан, к сожалению, действительно таковыми и являются. Однако остается четверть населения с критическим мышлением, способных провести революционные перевороты».
Наши дети будут полноценными гражданами принудительно деградировавшего общества
Эксперт рассказал о распространенных вопросах касательно дистанционного формата обучения и ответах, которые предоставляют представители власти.
«Когда идет речь о технических трудностях, представители нашей центральной власти говорят, что это проблема местного самоуправления: обеспечить проводной интернет и портативные аппаратные комплексы для учеников в отдаленных уголках, чтобы они могли принимать участие в уроках. Вопрос: где взять средства, при том, что в бюджете 2020 года в три раза урезали финансирование образовательной сферы? Снова местное самоуправление будет вынуждено изымать средства из программ развития, инфраструктурных проектов, чтобы удовлетворить выдумки центральной власти.
Следующий тезис – родители не хотят дистанционного образования, потому что избегают общения и времяпровождения с детьми. В условиях, когда во время карантинных мероприятий 80% малого и среднего бизнеса были уничтожены, а латентная безработица за счет уменьшения рабочей нагрузки достигла 30%, откуда родители будут брать возможность обеспечивать дистанционное образование и сопровождать, контролировать его, если они лишены возможности зарабатывать на нормальные условия для жизни и поставлены на грань выживания?
Третья проблема – отношение к тому, что преподается дистанционно. Компетентность людей, готовящих материалы, даже на центральном уровне недостаточная, чтобы использовать эти материалы для обучения. В школах ликвидируются методкабинеты, и сейчас полный контроль переходит на специальные центры переподготовки учителей, которые будут организованы «сверху». Чему будут учить и как будут готовить учителей? Под каким контролем будут находиться учебные материалы для дистанционных курсов? Ответ: родительские комитеты как полноценные участники учебного процесса должны оказывать влияние на дистанционные курсы и на существование среднего образования в условиях усиления карантинных мер. Но как это можно осуществить, когда методкабинеты на местах будут ликвидированы, когда региональные центры подготовки учителей будут осуществлять свою деятельность и разрабатывать материалы без участия родителей? Это полный популизм, также, как и в других программах, внедряемых «слугами народа».
Следующий вопрос – как будет решаться, что преподавать дистанционно.
«Зачем преподавать фундаментальные естественные науки, ведь это ничего не дало большинству из нас в повседневной жизни?», «зачем учить наизусть стихи Шевченка и формы неправильных глаголов в английском?».
А кто решает за ребенка, чему обучаться? Те самые чиновники от действующей власти будут решать, на что направлять ребенка в школьном возрасте. Дети могут принимать решения о дальнейших жизненных шагах лишь во время учебы в ВУЗах. Однако если со школьной программы вы уберете такие фундаментальные вещи, то просто лишите ребенка возможности узнать об их существовании. Как можно выбрать путь физика-теоретика, математика, конструктора летных аппаратов или филолога, если ты даже не знаешь, что такое существует? А таким образом, после деградации средней школы, ребенок и дальше будет выбирать непонятные, направленные «сверху» и контролируемые программы образования. Выйдя из ВУЗа, наши дети будут полноценными гражданами принудительно деградировавшего общества.
Я полностью согласен с мнением, что дистанционное обучение в школах нельзя использовать как основную форму. Это может быть лишь мелкая часть общеобразовательного процесса», - резюмировал координатор МЭП.
Станислав Жолудев дополнил, что в краткосрочной перспективе при развитии сценария с дистанционным обучением мы получим проблему социальной напряженности, когда родители, увидев деградацию детей, вместо выполнения других социальных-значимых функций, будут вынуждены уделять время и внимание образовательному процессу. Во-вторых, мы увидим рост уровня подростковой преступности, ведь дети будут предоставлены сами себе и нельзя будет, как в школе, их проконтролировать. Подростковый бандитизм, проституция, наркомания будут бесконтрольно распространятся. И это кладет дополнительную нагрузку на медицинскую, правоохранительную и систему местного самоуправления.
«Действующая власть сделает всё, чтобы довести до абсурда образовательную и медицинскую реформу, а также полностью уничтожить реформу децентрализации, которая стала одной из успешных за последние годы», - подытожил он.
Эксперт и координатор МЭП Елена Бугло во время пресс-конференции рассказала, почему украинцы не готовы к массовому внедрению онлайн-образования и отметила, что данным вопросом встревожены не только учителя, которые имеют перспективу попасть под сокращение, но и родители, переживающие за качество образования для их детей.
«Я не отрицаю существование коронавируса, однако считаю, что проблема преувеличена. Мы не будем всю жизнь ходить в масках и перчатках и всё же надеемся, что нынешний режим когда-то закончится. Сейчас все планируют будущее, смотрят на 3 пятилетки вперед и глобально обсуждают переход на дистанционное образование.
Некоторые нардепы стали говорить о низком качестве детей, которые у нас рождаются… Однако сейчас мы уже говорим о низком качестве учителей, которые обучают наших детей. Естественно, если мы перейдем на дистанционный формат образования, то прекрасно понимаем, что многие дети просто «забьют» на обучение, что вполне естественно. Не все родители способны обеспечить технические условия. У меня есть живой пример – соседка, простая женщина, работающая на заводе, двое детей, и в её семье попросту нет компьютера. Как она может организовать для своих чад это дистанционное обучение, если даже не знает разницы между монитором и ноутбуком? Никак.
Следующий тезис – многие учителя не способны проводить уроки в таком формате и это факт. Не говоря о том, что многие родители услышали, что говорят детям на таких уроках. Поэтому педагоги встревожились, понимая, что вся эта история с дистанционным обучением может привести к сокращению школ, которые и без того сейчас закрываются по объективным показателям. К тому же, это ужасная экономия бюджетных ресурсов и некоторые чиновники могут этому очень обрадоваться.
Одновременно встревожены и учителя, которые могут остаться без работы, и ученики, и, конечно же, родители, которые переживают, что у детей будет низкое качество образования», - сказала она.
Елена Бугло отметила, что систему онлайн-образования можно протестировать в отдельных случаях.
«Можно сделать какие-то исключения - по желанию родителей или же для инклюзивных случаев. Однако в массовом порядке, тем более, в Украине до этого еще очень далеко, и мы не готовы к дистанционному обучению ни морально, ни физически, ни технически», - подытожила эксперт.
Эксперт, координатор МЭП из Бердянска Иван Харченко прокомментировал внедрение онлайн образования в школах и отметил, что МОН нужно консультироваться со специалистами. По его словам, при внедрении дистанционного образования, дети потеряют обоснованность и социализацию.
«Если сравнивать обучение онлайн и в непосредственно в школах, это совершенно разные вещи. Одно дело, то ли дети играют в песке. Толи они слушают онлайн уроки, а это сложно и в рамках которых необходимо предусматривать какие-то перерывы. Также в этом процессе должны быть задействованы психологи, чтобы приспособить онлайн-образование именно под условия младших классов и учебную программу в том числе. Большая разница, как подавать материал онлайн или офлайн, на уроке или дома, информация в том или другом случае воспринимается по-разному. Во-вторых, мы теряем на всех уровнях обоснованность и социализацию. Обучение онлайн — все по-другому, оно не такое яркое и не такое насыщенное, кроме этого, это влияет на развитие детей и взрослых. Кроме этого, внедрение в школах онлайн обучение - технически сложно, и сейчас мы к этому не готовы.
Многие говорят о создании новой украинской школы, где учеников будет меньше, каждый из них будет сидеть за отдельной партой, но возникает вопрос, ведь количество учеников в классах не изменилось (25-30), а это означает, что помещений не хватает. Для решения вопроса должно быть либо больше школ, либо две смены, или будут садить рядом. А если будет смешанная система, вообще не понятно как этот процесс будет организован.
Кроме этого, онлайн мероприятия одному проводит сложно. В данном процессе должно работать два человека. Это все нужно предусмотреть и понимать, как это все будет организовано и как будет осуществлено. Сейчас технология не отработана. Каждый новый министр образования не делает улучшений в среднем образовании, а только меняет всю концепцию и не доводят до логического конца. Нужна отработанная концепция, блок не плохой, но нужно, чтобы министерство научилось использовать тот опыт, который есть у учебных заведений среднего образования, специального и вузов, и спросить у специалистов, кто работает в этой сфере, а не просто вещайте сверху. Это было бы лучше. Другой вопрос, мы не понимаем, как закладывать средства на школы, коммунальные услуги и другие вещи. Как это все будет аккумулироваться, поддерживаться в надлежащем состоянии.
В-третьих, взаимодействие на уровне высшего образования. Как это будет, онлайн? Возможно это сработает, но не сейчас», - сообщил он.
Иван Харченко отметил, что министерство должно было давно разработать и наработать стратегию по образованию, ведь карантин уже длиться в Украине не первый месяц. Школы готовились к частичной работе онлай, но для полного они не готовы.
Кроме этого, эксперт отметил, "мне хочется чтобы мои дети общались с живыми людьми".
Эксперт, координатор МЭП в Одессе Наталья Чиджавадзе сообщила, что образование «оффлайн» - за школьной партой - важно для ребенка, так как именно таким образом он сможет научиться коммуницировать в социуме.
«Я как биолог не представляю, чтобы младшую школу перевели на онлайн-обучение, потому что до 6 лет ребенок развивается на уровне с шимпанзе, а после шести он уже должен развиваться активнее животного. Для этого и нужна социализация, начальная школа - чтобы приучить малышей коммуницировать в социуме. В школьных стенах идет смена авторитетов, и первая учительница зачастую становится важнее родителей.
Мне не особо нравится наше образование. Все очень усредненно, да и когда более 30 человек в классе - сложно каждому донести информацию. Но вынужденная изоляция и онлайн-уроки показали, что более 60% педагогов профессионально не пригодны для обучения детей, а наша страна не готова к дистанционному образованию», - сказала она.
Эксперт МЭП Чернигов Олег Картун прокомментировал возможность внедрения в Украине дистанционного образования и высказал свою позицию против такого нововведения. По его словам, из-за онлайн-обучения качество образования в Украине будет падать, что приведет к деградации населения, а дети не получат должной социализации.
«Главной проблемой дистанционного образования многие считают технические моменты. По моему мнению, все это можно уладить - это вопрос времени и финансов. Самая главная проблема такого образования - это социализация. Дети видят на экранах только картинки, лица, но при этом между ними не происходит энергетический обмен, как во время живого общения. Дети не обмениваются информацией, не делятся опытом, а это важный процесс в становлении личности каждого человека», - сообщил он.
Олег Картун отметил и низкое качество онлайн-образования. По его словам, сейчас школы, в большинстве своем, терпят кадровый голод, чего уж говорить об онлайн-образовании. Человек, который обучает, из учителя превращается в модератора - в его задачи входит лишь озвучить информацию и направить детей самостоятельно ее изучать. С этой функцией вполне реально могут справиться и родители.
«С учетом падения качества образования, не совсем образованное правительство будет выглядеть очень мудрым по отношению к абсолютно не образованному населению. Деградация такой кадровой системы, на самом деле, идет не только в сфере образования, а и в коммерческих, и в государственных структурах. Поэтому, я категорически против онлайн-образования. Оно может быть интегрировано в действующую базовую систему и существовать как дополнение, исключение, но не в видео основной системы», - сообщил он.