В круглом столе приняли участие:
- Политолог, магистр государственного управления Богдан Галенко;
- Кандидат социологических наук, социолог-аналитик Оксана Зубарева;
- Председатель правления «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев;
- Кандидат социологических наук, социолог-аналитик Надежда Михно;
- Доктор политических наук Андрей Шулика.
Специалисты по вопросам реализации избирательного процесса оговорили практические аспекты организации и проведения местных выборов 25 октября 2020 года. Участники общественной инициативы «Прозрачные выборы» решили ознакомить избирателей с юридической и организационной проблематикой грядущих местных выборов.
Политолог, магистр государственного управления Богдан Галенко рассказал о специфике избирательного процесса-2020 и о, так называемой, «партизации» выборов. Он отметил, что последние изменения в Избирательный кодекс являются неприемлемыми для законодательной базы Украины.
«Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украиныпредоставило вывод, что нынешняя редакция Избирательного кодекса, которая подразумевает «партизацию» среднего звена населенных пунктов Украины, является неприемлемой для законодательства страны. Более того, организация ОБСЕ предоставила рекомендации и настаивала на том, чтобы был уменьшен порог проведения выборов по партийным спискам.
Нынешняя редакция Избирательного кодекса подразумевает проведение выборов по мажоритарной и пропорциональной системе. Мажоритарная, в этом случае, осталась лишь на уровне административных единиц, где количество избирателей не превышает 10 тыс. человек. Таким образом, из 1470 громад лишь в 684 выборы будут проведены по партийным спискам. За 2 месяца до начала избирательного процесса мы получили кардинальное изменение избирательной системы для более чем 300 громад. Это является нарушением общеевропейской нормы, так как в цивилизованных странах за год до избирательного процесса не происходит существенных изменений. Теперь же лишь на уровне громад, где более, чем 10 тыс. избирателей, будет присутствовать партийная система. Таким образом, ОТГ вынуждены выбирать по партийному списку, а не голосовать за кандидата, которого они знают лично и знакомы с его деятельностью», - сказал он.
Богдан Галенко сообщил, что ранее голосование по партийной системе было внедрено только для населенных пунктов от 90 тыс. избирателей. «Низовые организации не всегда имели на своем уровне партийные структурные объединения. Теперь же, при формировании территориальных избирательных комиссий, областные организации сами подают в них кандидатуры. Законодатель создал прекрасное поле для политической коррупции, так как должности в территориальных избирательных комиссиях могут продаваться на областном уровне», - отметил он.
Доктор политических наук Андрей Шулика рассказал о новшествах, которые ожидают избирателей на грядущих местных выборах. Он упомянул об обновленных бюллетенях и отметил, что действующей власти следовало бы объяснить гражданам, как правильно необходимо ими пользоваться.
«Местные выборы всегда трудны для избирателя, так как на руки каждому выдается 4 бюллетеня. Избиратели в Днепре будут голосовать за мера, за депутатов городского, областного и районного советов. Также подвергается изменению бюллетень, что обязывает действующую власть, территориальные и центральные избирательные комиссии начать серьезную кампанию по объяснению гражданам как пользоваться бюллетенями. Открытая система выборов предусматривает то, что сначала вы голосуете за партию, а потом пишете или нет (по желанию) номер депутата, которого вы поддерживаете. Мы входим в избирательный процесс, не увидев бюллетеней, хотя до выборов осталось не так много времени.
Также, согласно новому законодательству, был введен императивный мандат. То есть, депутат может быть отозван политической партией, а не избирателями. Например, по причине несоблюдения программы партии. «Благодаря» такому новшеству депутат фактически отвечает не перед избирателями, а перед своей политической партией, становится ее «заложником», - сообщил Андрей Шулика.
Кандидат социологических наук, социолог-аналитик Оксана Зубарева сообщила об особенностях проведения и публикации соцопросов в СМИ в период избирательного процесса.
«Общественное мнение является действующим рычагом воздействия на политическую и общественную жизнь в демократическом государстве. Результаты соцопросов регулярно публикуются в СМИ, особенно в контексте избирательного процесса. Но остается актуальным вопрос открытости, объективности и прозрачности этих данных. Обнародование результатов соцопросов должно быть по всем нормам законодательства. Если мы говорим об особенностях распространения и обнародования информации результатов опроса общественного мнения в контексте местных выборов, то предприятия и организации должны обнародовать результаты соцопросов с учетом обязательного указания времени провождения опроса, территории, формы и размера избирательной совокупности, метода соцопроса, вероятной статистической ошибки, а также заказчиков опроса. СМИ и информационные агентства при распространении результатов опроса также обязаны указывать полное название соцслужбы, которая проводит опрос, а также имя заказчика, и указывать элементы репрезентативности соцопроса.
В избирательном процессе также указано, что за два дня до голосования запрещается обнародование информации о результатах опроса. Запрещается также непосредственно в сам день опроса обнародование предварительных данных волеизъявления граждан. Также недопустимым является нарушение правил конфиденциальности», - сообщила она.
По словам Оксаны Зубаревой, все вышеуказанные мероприятия нацелены на обеспечение прозрачности волеизъявления граждан, ведь соцопросы не всегда используются для информирования о ходе избирательного процесса, а, зачастую, как элемент манипуляции.
Кандидат социологических наук, социолог-аналитик Надежда Михно рассказала о рисках проведения местных выборов в Украине.
«Предстоящие местные выборы несут ряд рисков. Например, партизация, о которой говорилось ранее. Она не только усложняет процесс, но и является средством давления, которое может использоваться на низовом уровне - именно на нём необходимость быть представленным определенной партийной системой приводит нас к ситуации, которую мы наблюдаем на протяжении многих лет. Партийные системы создаются, распадаются, происходит миграция наших депутатов между разными политическими силами – всё потому, что уже сложилась некая традиция: быть избранным можно только при поддержке доминирующей политической силы. Мы видели это на протяжении прошлых лет и не один раз. Такие же риски мы имеем и на грядущих местных выборах.
Разные политические силы, центральные телеканалы отмечают, что в Украине уже происходит давление на определенных потенциальных кандидатов в местные советы касательно необходимости присоединиться к определенной политической силе, иначе они не будут иметь поддержки или возможности быть избранными. А если человек на протяжении нескольких лет представлял свою громаду и эффективно работал, но не имеет партийного представительства, то он также не может быть выбран.
Еще один риск – определенные жесткие протоколы проведения социологических исследований, которые регламентируются кодексами, правилами. Но мы должны понимать, что буквально через какой-то промежуток времени будем иметь большое количество публикаций результатов исследований. Это также будет представлять риск манипулирования общественным мнением относительно результатов», - сказала она.
Надежда Михно также разъяснила, какие риски проведения избирательного процесса возникают в связи с карантином и распространением инфекции.
«Отрицать риски, связанные с проведением выборов в условиях коронавирусной болезни глупо. На протяжении последних недель число заболевших растет и это свидетельствует об усилении данной тенденции к моменту голосования. В данном случае риски можно разделить на 2 направления.
Во-первых, чтобы провести выборы в условиях пандемии и карантинных ограничений, необходимо обеспечить средствами защиты всех работников территориальных, участковых избирательных комиссий, соблюдать социальную дистанцию – то есть придерживаться определенного технологичного процесса проведения выборов. Однако мы имеем ограниченный бюджет на финансирование выборов. То есть при ограниченном финансировании добавляется еще одна статья расходов – обеспечение безопасности проведения избирательного процесса в условиях пандемии. Каким образом и за чей счет они будут покрываться пока не известно», - резюмировала Надежда.
Специалист отмечает, что говорить о необходимости перенесения местных выборов рано.
«Мы видим, что на протяжении полугода, пока находимся в условиях пандемии, во многих странах всё равно состоялся избирательный процесс. Это положительный опыт, однако, каким образом будет происходить этот процесс в нашей стране, мы увидим далее. Риски коронакризиса связаны не только с ограниченным финансированием, но и возможностью внедрения дистанционного или электронного формата голосования. Мы уже не раз обращали внимание, что эта норма является достаточно непонятной, не имеет четкого механизма объяснения, неизвестно, в каких ситуациях может быть привлечен процесс дистанционного или электронного голосования, нет инструкций касательно проведения выборов в разных эпидемиологических зонах. Дистанционное голосование и неготовность страны к такому формату – это прямой путь для проведения манипуляций и нереализации избирательного процесса в той или иной громаде», - подытожила кандидат социологических наук, социолог-аналитик Надежда Михно.
В странах ближайшего окружения произошло уже несколько выборов: президентские в Польше, парламентские в Сербии, Хорватии, Северной Македонии, сейчас идет подготовка в Черногории. В связи с этим, председатель правления «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев рассказал о наработках и проблемах, с которыми столкнулись во время организации и администрирования избирательного процесса.
«Прежде всего, хочу отметить, что выборы в условиях пандемии проходят с большим количеством ограничений. К примеру, людям, пребывающим на карантине, и вовсе запрещено голосовать, что абсолютно неконституционно и нарушает права избирателей. Однако эти люди имеют возможность проголосовать мобильным путем, то есть с помощью выездных избирательных «скриньок», а это сразу возлагает дополнительные логистические функции, необходимо увеличить количество групп, которые будут выезжать к таким избирателям.
Формирование избирательных комиссий
Это впервые, когда большинство стран столкнулись с нехваткой людей, которые могут состоять в комиссиях, в частности, из-за COVID-19 – они либо на самоизоляции, либо боятся контакта с таким количеством других граждан. Это станет одной из первоочередных проблем и в Украине, поскольку количество территориальных и участковых комиссий в нашей стране, наверное, наибольшее в Европе.
Обучение членов избирательных комиссий
Как его реализовывать в условиях распространения инфекции никто не знает. Наша ЦИК и Центр по организации обучения субъектов избирательного процесса решили проводить онлайн обучение и все мы понимаем, каким будет его качество. Это играет большую роль, поскольку эти люди организовывают избирательный процесс.
Организация голосования на участках
В Черногории, к примеру, допускается присутствие в помещении не более 20 человек при социальной дистанции 2 м. В Украине эта норма составляет 1,5 м, однако положения не спасает: в некоторых помещениях не будет возможности разместить даже всех членов комиссии, не говоря уже о наблюдателях и самих избирателях. Неизвестно также, какой будет пропускная способность избирательных участков в условиях карантина.
Использование персональных ручек и маркеров
Таким образом, происходит подконтрольное голосование. Подобная схема уже работала на предыдущих выборах и есть опасения, что она может работать и у нас. Каждая семья имеет свой отдельный цвет и приходит на участок с ручками соответствующего цвета. Потом так называемые «смотрящие» будут знать, как проголосовала та или иная семья. Это прямой путь к принуждению, давлению, фальсификациям, а также нарушение тайны голосования и безопасности избирателей», - рассказал специалист.
Председатель правления «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев подчеркнул, что среди всех стран, где уже состоялись выборы в условиях пандемии, самой недемократичной оказалось Сербия – там избирательный процесс прошел по минимальным демократическим стандартам.
Справка. Ключевые даты:
До 10 августа ЦИК сформировала состав территориальных избирательных комиссий.
5 сентября – начало избирательного процесса (за 50 дней до голосования).
15-24 сентября – проведение конференций местных организаций с выдвижением кандидатов и подача документов на регистрацию.
15-29 сентября - принятие решения ТИК о регистрации кандидатов и на следующий день – начало агитационного процесса.
До 9 октября формируются ТИК.
До 22 октября регистрируются наблюдатели.
23 октября – завершение агитации.
24 октября – день тишины.
25 октября – день голосования.
15 ноября – второй тур мэрских выборов (при необходимости).