ГоловнаАналітика

Метаморфозы Международного женского дня

Корни праздника уходят не в древнюю старину, а в относительно близкое к нам начало ХХ века...

Наталия Рекуненко,

для ИА «Новый мост» 

23 февраля, в День защитника Отечества, моя подруга поздравила моего мужа таким стихотворением:

Стреляют пушки, пулемёты,

ракеты с бомбами летают,

а в небе храбрые пилоты

друг друга мастерски сбивают.

Пылает пламя, рвутся мины,

лежат повсюду трупов горы,

и танки смертоносным клином

сминают мирные заборы.

А полководец, взявши ластик,

склонился над военной картой...

Вот это – понимаю – праздник!

Не то, что, блин, 8 Марта! 

Стихи шутливые, но, тем не менее, дают повод задуматься: а действительно, что это за праздник – Международный женский день? Какой сегодня смысл в нём и идеологическая подоплёка?

С момента своего провозглашения Международный женский день в нашей стране кардинально изменил свою сущность, из серьёзного мероприятия с революционным оттенком трансформировавшись в легкомысленный букетно-подарочный ажиотаж с ароматом нарциссов и мимозы. Обусловлены эти изменения, на мой взгляд, переменой роли женщины в обществе и отношения этого общества к женщине. 

Корни праздника уходят не в древнюю старину, а в относительно близкое к нам начало ХХ века. Прогрессивное население Европы вступило на путь борьбы за демократию, мужчины-революционеры добивались равенства классов, женщины-революционерки – ещё и равенства полов. 

Женский вопрос стал смыслом жизни немки Клары Эйсснер. Дочь преподавателя приходской средней школы в саксонском посёлке Видерау в юности увлеклась марксистскими идеями. На одном заседании социал-демократического кружка познакомилась с русским революционером Осипом Цеткиным, который из-за преследований на родине оказался в Германии. Но вскоре Осипа выслали и оттуда – в Париж. Клара поехала с ним, вышла за него замуж и родила двоих сыновей. Брак их был счастливым, но недолгим: через семь лет туберкулёз свёл Осипа Цеткина в могилу. Овдовевшая Клара Цеткин посвятила себя борьбе: ездила по Европе, выступала на митингах, говорила о правах рабочих на достойные условия и оплату труда, на 8-часовой рабочий день. А, кроме того, на протяжении 25 лет редактировала газету «Равноправие», где призывала женщин отстаивать своё право голосовать наравне с мужчинами. 

Именно желание участвовать в выборах побудило Клару в 1910 году на ІІ Международной социалистической конференции в Копенгагене, куда съехались женщины из 17 стран, предложить следующую резолюцию: “В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права... Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен”. Другая немецкая социалистка, Елена Грюнберг, предложила дату для суфражистских (от suffrage – право голоса) выступлений - 19 марта (были у неё на то свои исторически обоснованные мотивы). 

Утверждённой даты Международного женского дня придерживались ровно год. С 1912-го социалистически настроенные дамы Европы и России ратовали за своё избирательное равноправие с мужчинами тогда, когда им это удавалось: 12 марта, 9 марта, 2 марта. За 8-м марта Международный женский день закрепился с 1914-го: в тот год он пришёлся на воскресенье. 

В Екатеринославе, очевидно, в виду немногочисленности рядов женщин-социалисток, суфражистского движения не наблюдалось. Местные дамы в большей степени боролись за равное с мужчинами право на высшее образование, и довольно успешно: в 1916 году на базе Высшего горного училища открылись екатеринославские Высшие женские курсы, состоявшие из двух факультетов – физико-математического и медицинского. Позже они послужили основой для создания двух местных вузов: университета и медицинского института. 

После большевистской революции 1917 года и особенно после провозглашения Конституции 1918 года у женщин, проживавших на территории бывшей Российской империи, вроде бы, отпала необходимость бороться за право голоса: главный закон новой страны закрепил равенство между мужчинами и женщинами во всех сферах, чему, судя по всему, немало способствовала Александра Коллонтай, первая в мире женщина-дипломат. Она утверждала: “Женщина в социалистическом обществе будет заниматься только профессиональной работой, общественной деятельностью и свободной любовью”. Избавить себя от былых семейно-домашних забот призывали плакаты: “Долой кухонное рабство! Даёшь новый быт”. Под последним подразумевались ясли, столовые, кухни-фабрики, клубы. 

За свободную любовь в Советском Союзе агитировали недолго. А вот об обязанности быть активной работницей и общественной деятельницей женщине напоминали непрестанно на протяжении нескольких последующих десятилетий. Невзирая на закреплённое Конституцией 1918 года право жительниц страны Советов участвовать в выборах, что пресса называла “торжеством советской демократии”, 8 Марта продолжали отмечать – призывами женщин к ударному труду. 

Вот, к примеру, выдержки из передовицы «Советская женщина – труженица и воин» в местной газете “Днепровская правда» за 8 марта 1945 года: «Ратные подвиги наших доблестных воинов поддерживают напряжённым трудом своим миллионы трудящихся тыла, неустанно кующих оружие победы. И всюду – на полях сражений, за штурвалом трактора, на колхозных полях, за станком, в лаборатории – советские женщины скромно и неустанно, в благородном патриотическом порыве, свято выполняют свой долг перед Родиной. Они добывают руду и уголь, плавят смертоносный металл для снарядов. Они водят воинские поезда к фронтам, щедрым потоком золотого зерна снабжают страну и армию. На 55-м километре от фашистской столицы бесстрашная советская девушка-регулировщица указывает воинам путь – на Берлин!.. В передовых рядах патриоток Советского Союза идут и женщины-труженицы Днепропетровщины... Накануне 8 марта молодая бурщица Ольга Дунда установила новый производственный рекорд – дала свыше 15 норм за смену… В ответ на требования страны и фронта, в ответ на отцовскую заботу великого Сталина, трудящиеся женщины родной Отчизны дадут новые сотни тысяч тонн металла, хлеба, руды, угля, много нового вооружения, боеприпасов, сырья для промышленности... Привет вам, в Международный женский день, наши боевые подруги на далёких фронтах! Привет вам, славные труженицы заводов, шахт, полей, науки, культуры и искусства! Привет вам, дочери великой страны – труженицы и воины – пламенные патриотки нашей любимой свободной Родины!». 

Спустя десять лет Центральный комитет КПСС в день 8 Марта неизменно призывал женщин “к дальнейшему повышению их активности в коммунистическом строительстве и борьбе за международную безопасность”. Днепропетровская газета «Зоря» в 1955 году писала: «Сьогодні – Міжнародний жіночий день 8 березня. Трудящі нашої країни відзначають його в умовах самовідданої боротьби за дострокове здійснення 5-го п’ятирічного плану розвитку народного господарства СРСР, за неухильне піднесення важкої промисловості – основи всієї радянської економіки, за дальше зміцнення могутності Радянської Батьківщини, за підвищення добробуту і культури народу… Радянські жінки не пошкодують своїх зусиль для помноження багатств, могутності і слави нашої Батьківщини, зроблять новий вклад у велику справу боротьби за побудову комунізму”. 

Но уже в конце 50-х отношение к женщине и её Международному дню в нашей стране стало меняться. Советское руководство вспомнило, что женщины – это не только более дешёвая по сравнению с мужчинами трудовая сила, которую можно беззастенчиво эксплуатировать на благо Родины, кормя её льстивыми заверениями в её неоценимой роли, руководство вспомнило, что женщины также слабая и прекрасная половина человечества. Поэтому в обиходе появились поздравительные открытки к женскому дню с изображением мужчин, уставляющих стол пирогами, и с надписью: “Сегодня женщин именины. Всё ясно и понятно тут: все настоящие мужчины так в женский день себя ведёт!”. “Днепровская правда” в начале марта 1964 года напоминала: “Приближается 8 марта. Не откладываем покупку подарка на последний день.

Успехов вам, радости, счастья, женщины”. 

Но до 8 мая 1965 года Международный женский день был рабочим. Праздником его сделал наш земляк Леонид Брежнев, накануне 20-летия победы над фашизмом объявив Указом Верховного Совета 8 марта красным днём календаря, - возможно, так генсек отблагодарил советских женщин за их вклад в восстановлении мира. В последующие годы советская пресса всё меньше чествовала женский ударный труд и звала на подвиги во имя коммунизма, и всё больше прославляла женскую красоту и желала счастья. 

Таким образом, в нашей стране Международный женский день утратил своё первоначальное, исконное значение – борьба за избирательное равноправие с мужчинами. А значит, он утратил и свой смысл. Сегодня 8 Марта, как по мне, стоит в одном ряду с такими весёлыми праздниками, как день святого Валентина, день объятий и поцелуев, с той лишь разницей, что по традиции остаётся нерабочим.

Однако, невзирая на легкомысленность этого красного дня календаря, думаю, в нашей стране ни один руководитель не осмелится перекрасить его в чёрный цвет. Ведь мужчинам 8 Марта даёт повод (кому-то - лишний раз, кому-то – хотя бы раз в году) открыто и бурно проявить внимание, симпатию, любовь к женщинам, поблагодарить их за ежедневную заботу и нежность. А женщины в этот день получают возможность, несмотря на стремление к равности в правах с мужчинами во всех сферах, ощутить свою принадлежность к прекрасной и слабой, то есть требующей повышенного внимания со стороны мужчин, половине человечества. Значимости 8-му Марта в женских глазах также добавляют цветы и подарки, на которые мужчины в этот день приятно щедры. 

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook