ГоловнаАналітика

Рынка не видно

Металлурги с трудом составляют планы производства на 2009 год, потому что из-за кризиса сложно прогнозировать мировой рынок потребления металла...

Рынка не видно

Алена Коробка, для ИА «Новый мост»

Назад, в прошлое

В декабре этого года впервые за много лет украинские металлурги не смогли спрогнозировать объемы производства не то, что на следующий год, но даже на 1 полугодие 2009 года. И это при том, что от планов металлургических предприятий зависят не только планы производства всей отрасли (рударей, коксовиков, угольщиков, энергетиков), но и практически всей страны.

«Мы не видим и не знаем, как будет складываться работа в 1-м полугодии 2009 года, потому что мы не видим рынок, и какой будет спрос на нашу металлопродукцию», - говорит генеральный директор производственно-хозяйственного объединения "Металлургпром" Василий Харахулах. Прогноз пришлось составить, исходя из среднесуточного объема производства в ноябре-декабре 2008 года, а он оказался лишь 10% к плану.

Таким образом, по предварительным прогнозам, в 1 полугодии следующего года украинские металлурги произведут 9 млн. т чугуна, 10,5 млн. т стали и 10,1 млн. т проката. По прогнозам «Укрвнешэкономэкспертизы», в целом в 2009 году отечественный ГМК выпустит около 24 млн. т проката и 27 млн. т стали (а по пессимистическому прогнозу – 21-22 млн. т стали). При этом загрузка производственных мощностей будет примерно на уровне 55% и это откатит украинскую металлургию на уровень производства 1999 года…

Де-факто – да, но есть нюансы…

По словам металлургов, подписанный с Кабинетом Министров Меморандум в общем-то выполняется, но… «Обязательства, взятые на себя правительством, де-факто выполняются, - сказал гендиректор ПХО «Металлургпром» Василий Харахулах. – 12%-я целевая надбавка на цену потребляемого газа снята, но Минтопэнерго дополнительно изменило коэффициент на реализацию газа, с 86,95 грн./тыс. куб.м до 121 грн./тыс. куб.м. Мораторий на повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные тарифы соблюдается, но с 17 ноября распоряжением Минтранса существенно увеличен тариф на перевозку ферросплавов. И никто об этом не знал, кроме руководителей железных дорог. Таких вещей много: с одной стороны исполнители выполняют условия договоренностей, с другой – появляются какие-то распоряжения… Хотелось бы, чтобы любовь все-таки была взаимной».

«По задолженности по зарплате угольные предприятия уже подходят к 1 млрд. грн., - говорит заместитель министра угольной промышленности Юрий Грищук. – Если где-то меморандум выполняется, то в угольной

промышленности – нет. Указание правительства энергетикам – взять кредиты – энергетики выполнять не собираются. Мы за них бегаем и оформляем кредиты, потому что они это делать не хотят. Поэтому сами понимаете, с какой скоростью идет оформление, уже месяц мы не можем рассчитаться с рабочими. Не можем рассчитаться с энергетиками, потому что они нам отдают деньги, но у них в руках рубильник, поэтому они могут наши предприятия отключить. Так, как ведут себя железнодорожники, вести себя нельзя: из-за нерасчетов энергетиков мы угля навалили на 2 года вперед, энергетики его из-за долгов не берут, у нас вагоны простаивают, а за это железнодорожники нам за это начисляют штрафы».

Страдают все

Из 205 тыс. работающих на 69 предприятий в ГМК 35 тыс. человек сейчас получает 100% тарифа из-за простоя не по вине работника, 23 тыс. человек – лишь 2/3 тарифа, а всего в простое находятся около 60 тыс. сотрудников. Около 6 тыс. работников работают неполный рабочий день, 30 тыс. человек – неполную рабочую неделю. Из 41 доменной печи в отрасли сейчас работают 25, из 25 конверторных цехов работает 12, из 42 мартеновских печей работает 14.

Дебиторская задолженность метпредприятий по сравнению с 6 месяцами 2007 года увеличилась на почти 800 млн. грн., кредиторская – на 2,2 млрд. грн. Невозврат НДС на 1 июля составлял 2,4 млрд. грн, а уже на 1 декабря – 3,27 млрд. грн. «По-разному складывается ситуация с возмещением НДС на отдельных предприятиях, - говорит гендиректор ПХО «Металлургпром» Василий Харахулах. – У одних – осталось на том же уровне, у некоторых – незначительно сократилось, а на многих – увеличилось и его сумма составляет от 1/3 до более чем месячного объема оборотных средств».

Из-за снижения производства в металлургии несет убытки «Нефтегаз Украины». «Резко снизился объем газа, потребляемого промышленностью, в 4-м квартале, - сказал директор департамента развития секторов экономики министерства экономики Олег Пендзин. – Этот газ попал в баланс, закачан в трубопроводы и за него нужно оплатить. Это дополнительные убытки «Нефтегаза Украины», потому что он не поставил газ промышленности из-за снижения производства».

Огнеупорные предприятия из-за долгов металлургов за поставленные им ранее огнеупоры практически стоят. Производство на самом передовом предприятии отрасли составляет лишь на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. «АрселорМиттал Кривой Рог» и Мариупольский меткомбинат им. Ильича еще рассчитываются с огнеупорщиками, - говорит заместитель генерального директора «Укрогнеупор» Лилия Шумячкова. – А предприятиям группы «Метинвест Холдинг» не разрешают погашать долги хозяева». Всего же за 9 месяцев этого года металлурги задолжали огнеупорщикам около 100 млн. грн.

Шахтеры из-за долгов энергетиков и общего снижения производства в металлургии вынуждены также сокращать объемы добычи. «Самая главная проблема – мы не научены сдерживать производство, - говорит заместитель министра угольной промышленности Юрий Грищук. – Специфика нашей работы такова, что подготовка одной новой лавы к добыче занимает около 1 года, а тут мы вынуждены сворачивать производство. Это приведет к стихийному закрытию шахт, затоплению, а затопление приведет к тому, что крысы и другие животные полезут на поверхность, возникнет неуправляемое пополнение водоемов. Потом возникнут депрессивные города. Эти вещи уже происходили и на протяжении последних 17 лет продолжают происходить».

Что планирует мир

Металлурги сейчас затрудняются с прогнозами производства и потребления металла в мире. Нынешний кризис сравнивают с кризисом 1998-99 годов, и это, по мнению директора «Укрвнешэкономэкспертизы»

Владимира Власюка, тот фон, который определяет дальнейшее развитие рынка стали.

«Но аналогию сложно проводить, потому что вслед за тем кризисом последовал кризис в Юго-Восточной Азии, - рассказывает он, - но тогда не было мировой рецессии. Сейчас ситуация уникальна тем, что в рецессию опускаются сразу 3 мировых массива – Япония, США и ЕС, которые потребляют до 40% рынка стали. Если проводить аналогию с Великой депрессией 1928-29 годов, то специфика нынешнего кризиса в том, что общество сейчас живет в кредит».

Эксперт ожидает, что в 2009 году потребление стали в США снизится примерно на 10%, ЕС и Японии – на 9%. Причина – снижение производства автомобилей, строительства, судостроения. На этом фоне Китай прирастит потребление на 3,4%, в Украине и России вместе – на 2,4%.

По мнению Владимира Власюка, на внешнем рынке в 2009 году украинские метпредприятия смогут разместить около 18 млн. т металлопродукции, в отличие от нынешних 26 млн. т. Внутренний рынок сократился в текущем году примерно на 3 млн. т по сравнению с 2007 годом, примерно до 8,3 млн. т.

Рецепты лечения

Василий Харахулах среди антикризисных мер предлагает ввести для предприятий отрасли рассрочку налоговых платежей минимум на год (и проект этого распоряжения уже находится в ГНАУ), вернуть вексельные расчеты при покупке ресурсов и оборудования для модернизации и реконструкции производства (правда, против этого выступает Министерство финансов). Кроме того, металлургов можно поддержать рефинансированием за счет средств МВФ договоров по валютным кредитам, снизить налоговое бремя (ставку налога на прибыль, на землю и НДС).

«Внутренний рынок государству вполне по силам сформировать и обеспечить его развитие. И это – спасение металлургов, потом что тогда будет хоть какой-то гарантированный уровень объемов производства», - сказал глава объединения металлургических заводов.

Это мнение поддерживает и Владимир Власюк: «Только создание рынка сбыта поможет отечественной металлургии. Так делают все страны: Китай выделяет $534 млрд. на строительство, США создает 2,5 млн. рабочих мест, из которых 2 млн. – в строительстве. Россия – то же самое. И нам нужно это делать».

Эксперт видит 3 реальные программы (которые, кстати, уже разработаны), способные поднять производства стали. Во-первых, Евро-2012. «Хорошие мотивы и условия, - говорит Владимир Власюк, - хороший шанс что-то сделать. На все объекты инфраструктуры пойдет где-то $25 млрд. – около 8 млн. т стали на 3 года». Во-вторых, машиностроение. Самая емкая программа, максимально способствующая потреблению стали, - вагоностроение. Минимум 5 тыс. полувагон

ов (800 тыс. т стали) можно построить по госзаказу. В-третьих, обновление коммунальной инфраструктуры.

«Сейчас нужно посмотреть самые эффективные программы, - говорит Владимир Власюк, - четко сказать, что у нас найдутся эти деньги на их финансирование и реально дать эти деньги. Хоть раз сделать то, что нам не удавалось сделать за всю историю независимости – мы никогда не финансировали реальный сектор».

Классовая борьба возращается

Отечественные профсоюзы рецептом выхода из кризиса считают снижение налога на землю для предприятий ГМК, кредитование метпредприятий за счет первого транша МВФ, введение статуса «частично безработного».

А в мире, по словам украинских профсоюзных лидеров, уже возвращается термин «классовая борьба». Судя по всему, актуален он будет и в Украине, потому как сложно объяснить простому сталевару, почему хозяин метзавода в рамках антикризисных мер не продает свой дом на Гаваях, а хочет сократить производство на заводе и его (сталевара) зарплату. При этом, в дивидендах собственник себя не обделяет…

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook