В пресс-конференции принял участие:
- Экономический эксперт Михаил Крапивко.
ПриватБанк – крупнейший розничный банк в стране, в котором любой катаклизм или глобальные изменения могут повлечь социальный всплеск. В государственной собственности находится много банков, рассказал экономический эксперт Михаил Крапивко, что не есть нормальной ситуацией для рыночной экономики. Также он назвал основную причину, по которой ПриватБанк ждет продажа.
«Государство докапитализировало банк, удержало его, и понятно, что не будет владеть им вечно, это не бизнес-проект. Правительство выступило в роли временного собственника с целью защиты интересов граждан, недопущения банкротства и потери денег. И вот пришло время его продать», - заявил он.
Михаил Крапивко объяснил, с чем столкнутся клиенты после продажи банка.
«Для вкладчиков не поменяется ничего. Дальше все зависит о того, каким образом будет распродаваться ПриватБанк и к кому он попадет в руки. Европейские банки имеют очень осторожный подход к оценке рисков, финансовая организация становится более неподвижной. Если будем наблюдать такую манеру управления, ПриватБанк начнет плавно уступать свои лидирующие позиции. С одной стороны, банк приобретет дополнительную стойкость: к вкладам будет более бережное отношение и риски снизятся, а с другой стороны, сегмент крупных, динамичных клиентов банка начнет оттекать, искать другие гавани для обслуживания», - рассказал эксперт.
В то же время, если ПриватБанк будет приватизироваться с частичной продажей акций мелкими пакетами, то гражданам Украины стоит задуматься о том, чтобы начать строить более демократическую экономику путем приобретения таких ценных бумаг.
Также эксперт отметил важность сохранения спокойствия и стойкости к массовым волнениям.
«Реальных угроз от продажи банка для денег граждан не возникнет, разве что кто-то поднимет панику, а это самое страшное. Когда люди в панике бегут снимать свои деньги, возникают проблемы даже у самого стойкого банка. Беспорядков всегда нужно избегать, в спокойной ситуации все решается намного легче. Ничего страшного не произойдет. Поймите простую вещь: самое важное в защите своих интересов в крупной финансовой организации – не дать ей стать средней. Если вы, ваши друзья и коллеги просто останутся в банке, вы этим самым обеспечите стабильность и безопасность», - объяснил Михаил Крапивко.
Экономический эксперт рассказал, что условия обслуживания в ПиватБанке могут измениться не только с приходом новых собственников, но и с переходом к новой экономической ситуации в стране: как только начинается стагнация, падает объем выдаваемых кредитов, банк пересматривает свою тарифную политику.
«Количество клиентов измениться, ведь любые изменения в банковской сфере всегда вызывают разнонаправленное движение людей. Большая часть, в период неизвестности, постарается перебежать или перенести деньги в другой банк. Самые недоверчивые просто заберут деньги домой», - резюмировал Михаил Крапивко.
В то же время он высказал уверенность в том, что найти покупателя ПриватБанка будет не просто, так как многое зависит не только от финансовой структуры, но и от его активов и имиджа страны.
«С этого года в Украине перестали публиковать индекс инвестиционной привлекательности. Есть ряд и косвенных признаков, которые говорят о плохом инвестиционном климате. Можно вспомнить выступление президента Эстонии, в котором прозвучало заявление, что торговать с Украиной можно, а инвестировать – нет», - заявил он.
Михаил Крапивко рассказал, что транши, которые мы уже несколько лет не получали от МВФ – признак неблагоприятного экономического климата, который усложнит поиск инвестора.
«Гривна – самая спекулятивная валюта. Желающих рискнуть, вложить деньги и работать на рынке, где нет уверенности в стабильности дел, мало», - объяснил эксперт.
Существуют и другие сложности в вопросе приватизации ПриватБанка.
«У ПриватБанка сейчас много активов, которые являются рискованными или сомнительными. Для того, чтобы повысить привлекательность такого продукта, нужно произвести определенное разделение банка на плохой-хороший, сформировав качественный актив в хорошем банке, и потом уже осуществлять поиск инвестора, который будет готов управлять банком. Такое разделение в мире применяется», - резюмировал Михаил Крапивко.