21 августа в пресс-центре ИА «МОСТ-ДНЕПР» состоялась пресс-конференция на тему «Предварительные итоги вступительной кампании-2017. В 2017 году государство существенно сократило количество бюджетных мест. Нужен ли украинским студентам бюджет?».
В мероприятии приняли участие:
Генеральный директор «НПО «Павлоградский химический завод» – генеральный конструктор РДТТ, председатель наблюдательного совета НГУ Леонид Шиман;
Экономический эксперт Михаил Крапивко.
Леонид Шиман считает, что университетам, которые могут быть конкурентными на этом рынке, нужно дать больше финансовой свободы. «Нет ни одной страны в мире, включая США, которая не влияла бы своей политикой, в том числе и финансовой частью, на образование. И Украина не является исключением. Другой вопрос, как влиять эффективно. Я считаю, что любым университетам, которые могут быть конкурентными на этом рынке, нужно дать больше финансовой свободы, чтобы они самостоятельно свои продукты могли воспроизводить и продавать. Чтобы они могли самостоятельно определять политику, в том числе и заработную плату своих преподавателей, чтобы они могли привлекать лучших умов для чтения курсов для студентов. Чтобы студенты могли выбирать преподавателей и ставить им оценки, а преподаватели - получать зарплату в зависимости от этих рейтингов, включая те дотации, которое будет платить государство», - сказал он.
Леонид Шиман рассказал, как формируется кадровая политика на Павлоградском химзаводе. «Мы переманиваем квалифицированных сотрудников к себе с других предприятий. Хорошей зарплатой и соцпакетом. Воспитываем собственных специалистов. В первую очередь, у нас есть план стратегического развития, в рамках которого есть блок, который относиться к интеллектуальной собственности предприятия. Это суммарное количество знаний, которое на сегодня есть у работников предприятия, находящихся в тех или иных носителях на территории завода, которыми мы можем пользоваться. Те люди, которые проявили себя на каких-то технологиях, которые нам временно не нужны, или не нужны будут вообще, но сегодня они имеют определенный опыт, набор знаний, определенный набор информационных потоков, мы просто перенаправляем на те технологи, которые мы создаем. Переучиваем их. Этот способ гораздо более дешевый и быстрый, чем заново создать нового специалиста. Также мы берем людей по вольному найму и через систему тестирования определяем их способности. Даем им возможность отработать 3 месяца, потом полгода, потом год по срочным договорам и потом посмотреть на него в действии. Около 70% людей отсеиваются, но 30% остается.
И еще один способ. Мы сегодня пытаемся получить информацию о будущих специалистах на уровне вузов, начиная со вторых, третьих курсов. Я и мой заместитель читаем лекции в университетах, являемся руководителями многих проектных и дипломных проектов. В этом году было 49 дипломников. Конечно, не все становятся нашими сотрудниками. Не все могут или хотят работать.
Самое важное, чтобы у сотрудников было желание учиться и желание повышать свою квалификацию, а всему остальному мы можем научить», - рассказал он.
Леонид Шиман считает, что госзаказ в вузах должен формироваться в зависимости от потребностей государства в определенных специалистах. «Государство должно провести дерегуляцию в системе финансово-экономического управления университетами. Дать им возможность более гибко использовать свои возможности на конкурентном рынке. Если они конкурентные и готовят специалистов, если у них хорошие рейтинги, они должны брать оплату за свою работу и платить хорошую заработную плату тем, кто дает возможность эти деньги зарабатывать – преподавателям.
Это даст возможность использовать научно-технические возможности лабораторий, кафедр, которые у есть у вузов для работы с прикладными институтами. Соответственно, они могут участвовать в ряде программ, которые необходимы частному и государственному бизнесу для развития, для получения прибыли частных компаний, в том числе.
Сегодня ситуация такова, что деньги, которые им платят за разработку технологий, идут на казначейский счет, и дальше с казначейского счета распределяются уже Минобразованием, а не университетами. Университеты не заинтересованы ни в новых разработках, ни в дополнительных доходах. В этом направлении Министерством образования должны быть внесены определенные изменения в нормативные акты, которые бы позволили университетам иметь свои счета в банках, дали бы им возможность заключать договора, и в рамках этих договоров работать, хотя бы в рамках того, как работают государственные предприятия.
Кроме того, нужно навести порядок в действующем законодательстве и заставить всех выполнять закон. Законом предусмотрен определенный порядок. Если ты выучился за счет государства, будь добр, отработай 3 года на государство. Государство должно делать заказ на специалистов по университетам в зависимости от того, куда потом их отправит на работу. Государство должно формировать бюджет, отталкиваясь от своих потребностей. Государство должно знать, куда через 5 лет этот человек пойдет на 3 года работать и какой специалист, в какой отрасли и в каком направлении сегменте рынка ему необходим.
И если это государственный заказ, то он должен начинаться не от того, что ему дают стипендию или его принимают на бюджетное финансирование, а от того, куда этого специалиста под какую специальность, под какое предприятие, под какой сегмент государственного управления его готовят», - сказал он.
Михаил Крапивко считает, что Украина не востребует специалистов, которых обучает за счет бюджета. «В Украине не востребуются специалисты, которых обучают на средства госбюджета. Этому способствует неработающая система распределения студентов на рабочие места после окончания вузов. Бюджетный заказ в вузах, исходя из законодательства, - это заказ специалистов от имени государства. Согласно закону, закончив вуз, они должны по распределению пойти работать на госпредприятия и на другие бюджетные места. Такие специалисты обязаны отработать по этому распределению не меньше трех лет, а если они отработали меньше, то должны вернуть стоимость своего образования.
Но сложилась такая практика, что Министерство образования заявляет о невозможности взыскания с выпускников стоимости образования в связи с тем, что само Министерство не обеспечило распределение мест, то есть, специалисты не нужны. Во-вторых, юридическая процедура взыскания стоимости образования, с точки зрения их юристов, нарушает права человека.
Мы получили систему, когда государство платит деньги за образование тех, кого не собирается трудоустраивать, а это создает возможность коррупции в вузах», - подытожил экономический эксперт», - сказал он.
Михаил Крапивко» рассказал о том, какие последствия принесет сокращение бюджетных мест в вузах Украины. «Сокращение количества бюджетных мест в некоторых вузах может привести к сокращению набора вообще. Ведь есть вузы, за обучение в которых люди готовы платить, а есть те, в которые идут только на бесплатную форму обучения. За счет этого начнется селекция вузов. Вузы выходят из системы, когда можно «выжить» за счет финансирования и входят в систему конкурентной борьбы за студентов. Это может привести к очистке системы высшего образования. Через несколько лет количество вузов может резко сократиться, но качество при этом должно повыситься», - отметил он.