(ИА «Новый мост», Ольга Палий) 23 ноября в пресс-центре ИА «НОВЫЙ МОСТ» состоялся круглый стол «Павел Лазаренко не вернется в Украину: итоги и последствия».
В круглом столе приняли участие:
Журналист, автор книги «Феномен Лазаренко. Злодей или гений?» Вадим Климентьев
Журналист, автор многочисленных публикаций о Павле Лазаренко Борис Брагинский
Политический обозреватель Юрий Райхель
Политолог Виктор Пащенко
По мнению Вадима Климентьева, вероятность возвращения Павла Лазаренко в Украину близка к нулю. «На сегодняшний день Павел Лазаренко может играть какую-то роль только на уровне местных советов, выборы в которые состоятся в ближайшее время. После выборов «Громада», как политическая сила, может остаться только в некоторых районных советах. Не думаю, что эта политическая сила сможет пройти в Днепропетропетровский городской или областной советы. Несмотря на все попытки обелить Павла Лазаренко, предпринимаемые его адвокатами, именно Павел Иванович в свое время создал и реализовал первые схемы рейдерского захвата государственной собственности. Кроме того, с приходом «Громады» в украинский парламент началась эра политической коррупции в Украине», - сказал он.
Борис Брагинский уверен, что невозвращение Павла Лазаренко в Украину имеет позитивные последствия. «На его примере украинские политики увидели, что вор, уехавший на Запад, будет сидеть. Вместе с тем в ряде СМИ после 18 ноября стала появляться информация, что буквально на днях Павел Лазаренко вернется в Украину. Это можно расценить только как массовое оболванивание людей. Основной причиной этих заявлений является попытка лазаренковских адвокатов как-то оправдаться. Несмотря на их колоссальные гонорары, приемлемый для клиента результат достигнут не был. Кроме того, высокопоставленные члены «Громады», много лет обещавшие скорое возвращение в Украину «калифорнийского узника» и под это дело проталкивавшие выгодные им решения в местных советах, должны как-то объяснить обществу безрезультатность своих усилий. Все их заявления направлены лишь на то, чтобы максимально оттянуть признание своего провала. Вместе с тем, Павел Лазаренко — один из немногих людей, имеющих по разным оценкам от $300 млн. до $2 млрд. Получив свободу, он смог бы легко скупить обесцененные кризисом украинские активы. Однако делать это, отбывая наказание за финансовые махинации, нелегко. Кроме того, Павел Лазаренко не хочет «светить» свои офшорные счета», - сказал он.
Виктор Пащенко уверен, что ключевой актив Блока Лазаренко — это Павел Лазаренко. «Не имея за собой никакой внятной идеологии, членам этой политической силы важно подчеркивать, что Павел Лазаренко в ближайшее время выйдет на свободу. Соответствующие информационные поводы, такие как «дорогой адвокат подал очередное прошение», находятся легко и противодействия не встречают. Дело в том, что Павел Лазаренко не представляет угрозы ни для кого из нынешних ведущих украинских политиков. Что касается мешков компромата, которыми якобы располагает Павел Лазаренко, то это просто информационная спецоперация. Таким образом сторонники Павла Лазаренко пытаются объяснить, почему их лидер никак не вернется в Украину. По их версии, влиятельные люди в Украине «договариваются» с американским правосудием, чтобы не дать «узнику совести» донести правду до соотечественников. Этой же причиной будут объяснять также то, что после освобождения из американской тюрьмы Павел Лазаренко не вернется в Украину, где против него возбуждено уголовное дело. При этом вряд ли откровения Павла Лазаренко смогли бы серьезно потрясти украинских избирателей. После «дела педофилов», рассказы о финансовых махинациях в 90-х гг. будут выглядеть бледно», - сказал он.
По мнению Юрия Райхеля, главной проблемой, которая сегодня стоит перед Павлом Лазаренко, является выбор страны, куда его депортируют после освобождения из американской тюрьмы. «В свое время он въехал в США с 9 паспортами, ни один из которых не давал ему права постоянного проживания в этой стране. Сейчас в Украине и России против него возбуждены уголовные дела. Известный панамсий паспорт является туристическим и не дает Павлу Ивановичу панамского гражданства. В ЕС ему, как человеку, судимому за финансовые махинации, въезд закрыт», - сказал он.
Фото: Сергей Вольский