Работающий в Москве криворожанин Виктор Хоменко представил в Днепропетровске свой фильм «Право на возвращение». Но это документальное повествование об Афганистане сильно разнится с традиционными картинами о стране, когда-то наводящей ужас на тысячи советских матерей, провожавших в армию сыновей.
Потрясающий «неформат»
Виктор Хоменко поехал в Афганистан спустя 30 лет после того, как, будучи десантником-срочником, написал рапорт об отправке в эту страну и все-таки не попал туда. Там он и снял «неформат». Именно так отозвались о картине, например, руководители ОРТ. К слову, «Право на возвращение» создавалось по наитию, без заранее подготовленного сценария и потому получилось без малейшего налета фальши.
По мнению его автора, вынесенные в название фильма слова означают не только право на возвращение тех, кто попал в плен, дезертировал и остался в Афгане. Обладают ли таким правом те, кто воевал здесь и считал врагами половину населения этой непонятной страны? Виктор Хоменко полагает - да. Так же посчитал и легендарный старшина разведроты Олег Гонцов, шесть лет проведший в Афганистане. Именно он и пригласил режиссера, киносценариста и кинооператора Виктора Хоменко поехать с ним и снять фильм о стране, воюющей более 30 лет. И лента получилась потрясающая.
Мемориал «неверным»
Премьера «Права на возвращение» состоялась в Москве 15 февраля, в годовщину вывода наших войск из Афганистана. На ней присутствовал и отец Георгий, настоятель Свято-Духовского храма, что в селе Вольное Днепропетровской области. «Считается, что фильмы об Афганистане должны отражать мужество наших солдат. Однако есть вещи, гораздо более важные, чем наука побеждать. Это наука жить в мире. И мы должны заставить себя вернуться туда, где, может быть, были не правы. Ведь возвращение - это размышление и очищение», - поведал отец Георгий о своих впечатлениях от картины.
По замыслу Виктора Хоменко, «Право на возвращение» станет первой частью кинопроекта «Афганистан. До востребования». Его автор ныне готовится поехать в Афганистан для съемок продолжения фильма. Виктор говорит, что непримиримый полевой командир Гафур, с которым он и Олег Гонцов уже встречались, обещал показать им тюрьму на границе с Пакистаном, предназначенную для пленных «шурави». На стенах камер сохранились ¬надписи на русском языке. А еще полевой командир Гафур должен раскрыть своим собеседникам имя советского офицера, пославшего на верную смерть 16 ребят. «Он продал моджахедам строительные материалы и приказал 16 солдатам отвезти товар, выданный за гуманитарный груз, в кишлак. Совершенно безоружные ребята защищались только с помощью камней и были искромсаны кинжалами. Подразделение спецназа, в котором и воевал Олег Гонцов, так и не нашло Гафура и его бойцов. И вот они встретились - спустя почти 30 лет… «Как вы смогли уйти от нас?» - спросил Олег Гафура. «А вы видели свадьбу в кишлаке? Это гуляли мы…» - ответил полевой командир разведчику. Действительно, пришедшие в кишлак наши бойцы застали там свадьбу. Но не решились испортить праздник, и ушли, не предполагая, что счастливый жених за полчаса до этого вспорол животы двум «неверным» - нашим мальчикам, которых так и не дождались их матери», - рассказывает Виктор Хоменко.
Ныне жители этого кишлака устанавливают мемориал погибшим солдатам, что тоже войдет в правдивый фильм о далеком Афганистане.
Комментарий
Виктор Хоменко:
- Я не хотел снимать фильм только лишь для того, чтобы он был показан на отцензурированных федеральных каналах. Эта картина - о нынешнем Афганистане, в котором остались наши, не желавшие возвращаться на родину парни, а бывшие враги, сравнивая «шурави» с пришедшими в страну американцами, говорили нам: вы - воины.
Ольга Гречишкина, www.visti.dp.ua