Отключение воды, газа, электричества становится привычным явлением в Днепропетровске (ФОТОРЕПОРТАЖ)

В то же время взаимоотношения между потребителями и поставщиками четко прописаны и регулируются законами Украины и постановлениями Кабинета Министров…

(ИА «Новый Мост», Татьяна Шутина) 19 марта в пресс-центре ИА «НОВЫЙ МОСТ» состоялся круглый стол «Почему государство допускает «коммунальный терроризм»?»

В обсуждении приняли участие:

- Политолог Виктор Пащенко

- Политолог Вадим Бартков

- Директор аналитического бюро «Система» Андрей Клячин

- Политический обозреватель Юрий Райхель

- Юрист общественной организации «Самопомощь» Юлия Карыпова

Юлия Карыпова считает, что главными причинами отключения воды или газа являются несоблюдения законодательства и пассивность потребителей в отстаивании своих прав. «Отключение воды, газа, электричества становится в Днепропетровске привычным явлением. В то же время взаимоотношения между потребителями и поставщиками четко прописаны и регулируются законами Украины и постановлениями Кабинета Министров. Есть такое понятие как реструктуризация долгов, когда учитываются причины задолженности, и долг распределяется на более продолжительное время. Как юрист общественной организации «Самопомощь» я часто общаюсь с жильцами, которые обращаются в нашу приемную по поводу разных жилищно-коммунальных проблем. Большинство горожан не знают своих прав, поэтому пассивно мирятся с коммунальными проблемами. А поставщики услуг пользуются незнанием потребителей и делают их заложниками ситуации. Чиновники же даже не пытаются помочь людям. В конкретном случае с отключением воды, которое произошло 14 марта из-за отключения одного из насосов КП «Аульский водовод», можно было обращаться в областные отделения Антимонопольного комитета, Национальной комиссии по регулирования электроэнергетики Украины, в прокуратуру, суд. Ведь Аульский водовод обеспечивает водой не один дом, а тысячи людей, проживающих в поселках Мирное, Новоалександровка, Старые Кодаки, Сажевка, Таромское, Ясное, Краснополье, жилмассив Аэропорт, нагорные части поселка Диевка, жилмассива Западный, а также Бабушкинского, Жовтневого, Кировского, Красногвардейского и Ленинского районов. Нужно обязательно отстаивать свои права, иначе когда-то ситуация может стать безвыходной», - сказала она. 

 

Андрей Клячин считает, что в ситуации с отключением воды заложниками становятся рядовые горожане. «14 марта был отключен один из насосов КП «Аульский водовод», в результате чего подача воды в Днепропетровской области сократилась на 50%. Это уже далеко не первый раз, когда ОАО «ЭК «Днепроблэнерго» отключает КП «Аульский водовод» за неуплату. Проблема здесь в том, что спор ведется между двумя природными монополистами, которым нет альтернативы. И причина проблемы не в бездарности или бесхозяйственности руководителей этих предприятий, а в конфликте интересов людей, которые за ними стоят. Им все равно, кто будет платить за услуги, - потребители или местные власти, главное, чтобы деньги были уплачены. К сожалению, страдают в такой ситуации обычные люди, особено те, кто исправно платит за услуги, при этом власти не предпринимают никаких шагов, чтобы им помочь», - сказал он. 

По мнению Виктора Пащенко «коммунальный терроризм» во многом обусловлен ужасным состоянием дел в отечественном ЖКХ. «ОАО «ЭК «Днепроблэнерго» отключает электроэнергию не для того, чтобы добиться погашения долгов от потребителей, а с целью добиться уступок от местных властей и заставить их расплатиться за долги населения. Кроме того, «коммунальный терроризм» во многом обусловлен ужасным состоянием дел в отечественном ЖКХ, а также тем, что государство допустило приватизацию таких стратегических предприятий, как «ОАО «ЭК «Днепроблэнерго». КП. «Аульский водовод» позиционируется в СМИ как жертва и воспринимается общественностью соответствующим образом. В то же время по эффективности его работы тоже очень много вопросов», - сказал он. 

Юрий Райхель считает, что определенный дисциплинирующий эффект в отключениях воды и газа все же есть. «Естественные монополии, такие как ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго» и КП «Аульский водовод» всегда были и будут существовать. Это нормальное явление. И реструктуризация долгов здесь не может быть выходом из положения, поскольку ОАО «ЭК «Днепрооблэнерго» не является производителем электроэнергии, компании нужно покупать ресурс, а значит, расплачиваться за него. Проблема в этой ситуации заключается в том, что в нашей стране не отрегулирована система функционирования естественных монополий. Большое значение также имеет плохое состояние жилищного фонда. Сети строились таким образом, что сегодня нет возможности отключать неплательщиков. Хотя некоторые технологии в Украине все же существуют, но местные власти даже не пытаются их использовать. Не занимаются чиновники и потерями воды, которые происходят из-за прохудившихся систем. Что касается отключений, то определенный дисциплинирующий эффект они все же имеют. На следующий день после отключения люди выстраиваются в очередь, чтобы оплатить долги. Но это не выход из положения», - сказал он. 

 

Вадим Бартков отметил, что днепропетровчане в очередной раз стали заложником ситуации. «То, что случилось 14 марта, когда был отключен один из насосов КП «Аульский водоканал», можно смело назвать очередной серией «Кошмаров нашего города». Горожане снова оказались заложниками ситуации. По данным исследования Днепропетровского филиала Института Горшенина, задолженность по оплате коммунальных услуг имеют около 22% днепропетровчан. Это говорит о том, что большинство горожан исправно платит. При подобных отключениях разыгрывается политическая карта. И чем ближе к выборам, тем более частыми станут отключения воды, электричества, газа. Чиновники же не спешат решать эти проблемы», - сказал он. 

 

 

Фото: Надежда Гайворонская

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook