(ИА «Новый Мост», Татьяна Шутина) 10 августа в пресс-центре ИА «НОВЫЙ МОСТ» состоялась пресс-конференция «Ситуация с суицидами в Днепропетровской области»
В пресс-конференции приняли участие:
- Заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования ДГМА Людмила Юрьева;
- Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» протоиерей Николай Несправа
- Руководитель медиа-департамента Днепропетровского филиала Киевского института проблем управления имени Горшенина Ольга Палий
Ольга Палий озвучила результаты Главного управления статистики в Днепропетровской области по поводу суицидов. «Количество самоубийств за первое полугодие 2010 года в 1,5 раза ниже, чем за этот же период в 2009 году. Наиболее «урожайными» на самоубийства были март, май и июнь. При этом мужчины сводят счеты с жизнью гораздо чаще, чем женщины. В 2010 году в 6 раз чаще совершали суициды мужчины, чем женщины», – сказала она.
По словам Людмилы Юрьевы, начиная с 21-го века, количество самоубийств в Украине стабильно уменьшается. «Пик суицидальной активности Украина прошла в 1997-98 годах. Эта же тенденция первого полугодия 2010 года четко прослеживается в Днепропетровской области. Что касается преобладания мужских самоубийств над женскими – это мировая закономерность. Во всем мире на 1 женский суицид приходится 4 мужских. Что касается сезонности суицидов, то четкие данные статистики подтверждают закономерность – суициды приходятся на весенние месяцы. Наблюдается еще одна закономерность и, к сожалению, неутешительная: количество суицидов в сельской местности катастрофически возрастает во всех странах, в том числе и в Украине. Разрыв между суицидами, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, и среди мужчин и женщин, проживающих в городе, с каждым годом растет. Кроме того, принято считать, что существуют определенные кювеляции между психическими заболеваниями и суицидальным поведением. Среди лиц, состоящих на учете у психиатра, которые получают лечение, в целом только 2–2,5% совершают суициды. Эта цифра остается стабильной на протяжении последних лет. Все остальные суициды совершали лица, которые не состояли на учете», – сказала она.
Людмила Юрьева рассказала, почему растет количество суицидов среди мужского сельского населения. «Ментальность жителей села и жителей города значительно отличается. Ведь популяция сельского населения – это лица старшего возраста, одинокие люди, оставленные своими детьми или родственниками. Кроме того, количество алкоголиков и наркоманов в селах катастрофически растет. Такая тенденция прослеживается и в городе, но темп прироста лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, в сельской местности гораздо выше, чем в городе. Также существует ряд социальных и духовных причин, которые могут спровоцировать суицидальное поведение», – сказала она.
Николай Несправа отметил, что церковь отрицательно относится к самому явлению самоубийства. «У нас есть неправильное понимание греха. Для нас это, как правило, нарушение заповедей. Мы забываем о том, что в нашем понимании грех – это состояние зла. Когда человек делает шаг в область зла, это зло становится частью его сути, сердца, души, естества. Любой грех Бог может простить, если человек приносит покаяние. Но когда человек совершает самоубийство, находясь в состоянии зла, он уже ничего не может изменить. Это вызов Богу, оставленная надежда, уничтожение веры. Почти все религии мира очень отрицательно относятся к самоубийствам. Самоубийство – это пагубное состояние человека. Когда речь идет о том, что кто-то погибает, это означает, что мы не смогли протянуть руку помощи, выслушать, поддержать. Для нас это большая трагедия и горе. Человек оказался один, а мы не смогли его удержать. Сегодня, как и раньше, церковь заботится о таких людях. Сегодня существует несколько служб доверия: по круглосуточному телефону человек может позвонить и получить психологическую помощь и духовную поддержку. Каждый священник еженедельно сталкивается с духовными проблемами, глубокими психологическими потрясениями, и его задача – помочь. Очень хорошо, что в последнее время церкви начали сотрудничать с психологами, психиатрами, ведь духовник не всегда может видеть физиологию человека. Сегодня мы активно участвуем в социальной жизни наших прихожан», – сказал он.
Фото: Надежда Гайворонская