(ИА "Новый Мост", Татьяна Шутина) 23 января в пресс-центре ИА «НОВЫЙ МОСТ» состоялась пресс-конференция «Позиция пострадавших от взрыва газа на ул. Мандрыковская относительно амнистии виновных в трагедии»
На вопросы журналистов ответили пострадавшие от взрыва:
• Татьяна Проценко
• Дарина Костарева
• Елена Кукла
• Ольга Ищенко
• Адвокат Дмитрий Поповский
Дмитрий Поповский заявил, что на решении суда об амнистии менеджмента ОАО «Днепрогаз» дело о трагедии на ул. Мандрыковской, 127, не закончится. «С момента аварии об этом трагическом событии было очень много сказано и написано. Причем информация подавалась не всегда объективно. Я благодарен газете «Левый берег», что в последнем номере она объективно и правильно подала информацию. 20 января текущего года Жовтневый суд Днепропетровска амнистировал директора ОАО «Днепрогаз» Игоря Иванкова, его заместителя Максима Сорокина и главного инженера Сергея Бачурина. При вынесении решения суд руководствовался изменениями в Закон Украины «Об амнистии», которые вступили в действие 26 декабря 2008 года. Начиная с 2000-х годов, в Законе «Об амнистию» существовала норма, согласно которой амнистия не распространялась на лиц, по вине которых погибло более 2 человек. Внесенные же изменения предполагают, что амнистия не применяется только в случая тяжкого или особо тяжкого преступления. А обвиняемым инкриминировали ст. 367 ч.2 Криминального кодекса Украины «Служебная халатность». По этой статье их могли наказать максимум до 5 лет лишения свободы. Я считаю, что вопрос об амнистии поставлен преждевременно. В ходе следствия и судебного заседания в этом деле появились новые факты, которые дают право возбудить уголовное дело по более тяжкой статье. Также никто не запрещает пострадавшим обратиться в Европейский суд по правам человека. По формату подачи это будет иск к государству Украина, которое нарушило право человека на жизнь и безопасность, а также не смогло наказать виновных. Но чтобы обращаться в Европейский суд, нужно сначала пройти все судебные инстанции в Украине. Сегодня в деле о взрыве жилого дома на Мандрыковской, 127 больше вопросов, чем ответов. Досудебное следствие было проведено некачественно, в следствие чего не выяснена до конца настоящая причина взрыва. ОАО «Днепрогаз», являющийся владельцем сетей, по закону несет за них ответственность. В том числе и за внутридомовые сети, ведь их обслуживание заложено в коммунальный тариф, а значит, средства за него перечислялись компании, хотя ее руководство сегодня это отрицает. Возникает вопрос и по руководителям ОАО «Днепрогаз»: если они считают себя полностью невиновными, то почему согласились на амнистию, а не стали требовать продолжения рассмотрения дела? Получается, что за гибель 23 человек никто так и не понес наказания. В любом случае, в деле точку ставить слишком рано, оно будет продолжаться», - сказал он.
Татьяна Проценко выразила точку зрения потерпевших относительно решения суда об амнистии руководства ОАО «Днепрогаз». «За безопасность граждан в стране ответственность должно нести государство. И сам Президент Виктор Ющенко обещал нам, что виновные будут сидеть в тюрьме. И он же инициировал внесение изменений в «Закон об амнистии», согласно которым Иванков, его Сорокин и Бачурин сегодня оказались на свободе. Как после этого глава государства может смотреть в глаза пострадавшим и что-то нам обещать? В нашей стране все законы приспособлены под коррупционную власть. Я не верю в справедливость в нашем государстве. Ведь дело о взрыве дома так и не было доведено до конца, досудебное следствие проводилось в спешке и некачественно. Я не собираюсь мириться с тем, что виновники гибели моего ребенка останутся безнаказанными. Мне не нужна материальная компенсация. Если и получиться отсудить у ОАО «Днепрогаз» какие-то средства, они пойдут на благотворительные цели. Останавливаться я не собираюсь. Хочу добиться справедливости, поэтому уже оформила документы и подала иск в апелляционный суд Днепропетровской области. Я намерена обжаловать решение Жовтневого суда», - сказала она.
Дарина Костарева отметила, что потерпевшие не согласны с решением суда Жовтневого района Днепропетровска об амнистии руководителей ОАО «Днепрогаз». «В нашей стране даже из трагедий не делают выводов. Только на Украине могут сидеть и молча переживать, чтобы завтра ничего не взорвалось. Мы каждое утро просыпаемся и первая мысль: «Ну, слава Богу, пронесло». Я хочу, чтобы общественность поняла, что в данном деле нашей целью не является материальная выгода. Здесь речь идет о морали, справедливости, наказании тех, кто несет ответственность за трагедию. После трагедии, произошедшей 13 октября 2007 года, Президент Украины дал распоряжение, чтобы дело было в суде через месяц. Появилось оно там только через 2 месяца. Это беспрецедентный случай, когда столь тяжелое дело так быстро передается в суд. Досудебное следствие проводилось «под кнутом». Мы не юристы, но горе заставило нас познакомиться с законом и разобраться в ситуации самостоятельно. Сегодня мы не собираемся останавливаться, а намерены добиваться справедливости в судах всех инстанций, вплоть до Европейского суда по правам человека», - сказала она.
Ольга Ищенко считает, что изменения в Закон Украины «Об амнистии» были внесены намеренно. «417 депутатов Верховной Рады в первом же чтении утвердили внесения изменения в Закон Украины «Об амнистии». Зато когда рассматривали проект закона о депутатской неприкосновенности, голосовали множество раз, но так его и не приняли. Я уверена, что Закон Украины «Об амнистии» они даже не читали. Народные избранники даже не представляют, сколько горя они принесли нам этим решением», - сказала она.
Фото: Сергей Вольский