ГоловнаАналітика

Профсоюзы, бизнес, власть: дружить зачем воевать?

Находить приемлемые решения проблем не в жесткой конфронтации, а путем разумного диалога с промышленным капиталом - такой метод стал ключевым в работе профсоюзов с начала 2000-х...

Профсоюзы, бизнес, власть: дружить зачем воевать?

Михаил Чернов, специально для ИА «Новый мост»

«Профсоюзы должны вести себя как разумные бактерии: им нельзя разрушать организм, на котором они паразитируют»

Лех Валенса,

лидер независимого польского профсоюза «Солидарность»,

экс-президент Польши

Отечественные профсоюзы к настоящему моменту прошли долгий путь эволюционного развития. Их зарубежные товарищи - европейские тред-юнионы с конца 19-го к середине 20 века добились реальных позитивных сдвигов в обеспечении уровня зарплат и социальных гарантий для наемных работников и по сей день являются реальной силой, с которой приходится считаться воротилам бизнеса. В нашем же Отечестве после бурных революционных лет, когда профсоюзы выступали в числе главных застрельщиков борьбы пролетариата с угнетателями и антинародным самодержавием, их реальная (не показательная) политическая и социальная роль неуклонно снижалась. В итоге в эпоху застоя профсоюзы именовались расплывчатым эвфемизмом – «школа коммунизма», а функции профорганизаций, декларативно заботящихся о трудящихся, в основном свелись к распределению социальных благ - в виде путевок в санатории, пионерские лагеря и т.п.

Заводы работают – профсоюзы живут

Годы кризиса начала 90-х серьезно ослабили позиции и значение профсоюзов: спад в промышленности, остановка производства на крупных предприятиях, сотрудники которых массово отправлялись в неоплачиваемые отпуска - все это резко и болезненно подрывало социальную базу профсоюзов. Как бороться за интересы трудящихся, если заводы и фабрики, на которых последние работали, остановились, закрыты, проданы?

Ситуация стала меняться к лучшему в конце 90-х, когда горно-металлургический комплекс - локомотив национальной экономики, уже в основном перешедший в руки носформированных финансово-промышленных групп, стал выходить из кризиса и наращивать объемы производства. Это стало возможным благодаря ряду факторов. Так, на мировых рынках сложилась благоприятная конъюнктура, а, кроме того, - в украинском ГМК стартовал небезызвестный экономический эксперимент, в рамках которого отечественные металлурги получили существенные налоговые послабления. К чести украинских тред-юнионов надо отметить, что именно отраслевой профсоюз металлургов и горняков активно продвигал это предложение во власти. Эксперимент дал предприятиям возможность сделать передышку, собраться с силами и начать рывок - для окончательного выхода из кризиса. А лидеры трудящихся получили отличный шанс вернуть утраченные позиции. А еще - четкое понимание: только в условиях действующей промышленности, когда предприятия развиваются и создают рабочие места, профсоюзы востребованы и могут эффективно функционировать.

Шаг навстречу бизнесу

Опыт кризисных 90-х дал профсоюзам четкое понимание: рабочий человек и его интересы - это важнейшая ценность, но и современный капиталист, работодатель, который вкладывает в производство и которому нужны сотрудники, - отнюдь не враг профсоюзам. Именно из необходимости находить компромисс между нуждами пролетариата и задачами бизнеса (без активности которого трудящиеся останутся без работы) и родилась «новая старая» идея социального партнерства. Находить приемлемые решения проблем не в жесткой конфронтации, а путем разумного диалога с промышленным капиталом - такой метод стал ключевым в работе профсоюзов с начала 2000-х.

И он принес свои плоды. Промышленный рост потянул за собой предприятия, собственники стали инвестировать в развитие, проводить модернизацию и внедрять новые технологии. Рабочим стали платить и даже регулярно повышать зарплату - ушли в прошлое массовые многомесячные задержки. Собственники, не без напоминаний со стороны профсоюзов, осознали, что в трудовые, как и в любые другие ресурсы, надо инвестировать: обучать, развивать, создавать и поддерживать возможности для отдыха, оздоровления персонала.

Профсоюзы согласились с тем, что эффективный собственник гораздо привлекательнее для наемных рабочих и профсоюзных организаций, защищающих интересы коллектива, чем государство, которое зачастую не могло похвастаться разумным управлением на своих предприятиях. Эта позиция проявилась в эпопее с многоэтапной реструктуризацией Никопольского южнотрубного завода, а также в ситуации с приватизацией Макеевского меткомбината. «С кем будет работать профсоюз, если завод умрет?» - ответ на этот вопрос был дан однозначный: лучше поддержать бизнес, который даст заводам шанс, чем похоронить предприятие и коллектив, упорствуя в нежелании приватизировать тот или иной завод.

…и ни шагу назад!

Радикальная экономическая политика, которую после «оранжевой революции» начало проводить в жизнь первое правительство Юлии Тимошенко (в частности - скандально известные попытки реприватизации ряда промышленных предприятий), вызвала критическую реакцию профсоюзов. Так, предпринятые властью попытки возврата в госсобственность того же Никопольского южнотрубного, на базе которого уже было создано полтора десятка отдельных предприятий, привели к серьезным протестам, в том числе со стороны коллективов и профсоюзных лидеров. На пресс-конференциях и митингах они с уверенностью заявляли, что не хотят возврата от достаточно стабильного и уверенного настоящего (с зарплатой и социальными гарантиями у новых собственников) к невеселому прошлому, когда на государственном НЮТЗ месяцами не платили зарплату, а принести домой рабочий мог разве что буханку хлеба...

Непросто развивались отношения профсоюза бывшей «Криворожстали» (сегодня – «Арселор Миттал Кривой Рог») с новыми владельцами после реприватизации комбината и продажи его компании «Mittal Steel Germany». Вначале приход нового собственника - гиганта мировой сталелитейной индустрии с индийскими корнями – на комбинат, который считался жемчужиной металлургии украинской, был воспринят коллективом и профсоюзом неоднозначно. Ожидались серьезные сокращения штатов и урезание социальных гарантий. И сокращения наступили: правда, капиталисты пошли неожиданным путем - предложили значительные отступные (до 20 тыс. грн., и это в 2006 году) работникам, попавшим в «группу риска» на увольнение (в первую очередь – людям почтенного возраста), если те добровольно покинут предприятие. Неоднозначный с точки зрения рабочей солидарности шаг, тем не менее, пришелся по душе многим работникам. Уволившись, к примеру, в статусе пенсионера, он смогли положить полученные деньги на депозит, вложить в собственное дело и т.д. С течением времени стало ясно, что жесткие и прагматичные меры нового собственника, тем не менее, позволили предприятию «войти в тонус» и повысить эффективность работы. А значит - стать более привлекательным работодателем.

Новые вызовы: НДС, природные монополии, ВТО

Сегодня, не снимая с повестки дня таких важных для себя тем, как повышение минимальной зарплаты и увеличение ее доли в себестоимости продукции, отечественные профсоюзы выражают прагматично правильную озабоченность рисками, которые начинают серьезно тормозить экономическое развитие и промышленный рост в стране. В первую очередь - в ГМК, который является "кормящим" для бюджетов всех уровней и различных социальных фондов. Речь идет о таких проблемах как налоговый прессинг, давление естественных монополий (повышение цен на грузоперевозки, энергоносители), развитие ситуации после вступления в ВТО.

«Большие неприятности сегодня доставляют металлургам, горнякам и не только им компании-монополисты, в частности - энергетики и «Укрзализныця», - так без обиняков охарактеризовал положение дел председатель профсоюза металлургов и горняков Украины Владимир Казаченко на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко. - Мы неоднократно обращались во все инстанции с просьбой сдержать их непомерный аппетит. Но этому нет конца!»

Г-н Казаченко указал главе государства на рост тарифов на энергоносители - 64% за 2006 -2007 годы, повышение на 53% к уровню 2007 года тарифов на железнодорожные перевозки, «что увеличит затраты металлургов на 2,6 млрд. грн.». Лидер ПМГУ напомнил Президенту и о такой «болевой точке» ГМК, как долги государства по возврату НДС предприятиям отрасли, которые «не уменьшаются» и составляют около 2 млрд. грн.

Причины такого беспокойства лидера ведущего отраслевого профсоюза о нормальных условиях для работы и развития металлургии, которая принадлежит частному бизнесу, вполне понятны - исходя из предыдущего опыта. А сама позиция выглядит крайне прагматичной и, более того, весьма дальновидной. Если промышленность на подъеме, предприятия работают прибыльно, тогда есть все возможности добиваться от менеджмента и собственников соблюдения и расширения перечня социальных гарантий наемных работникам. Тем самым профсоюз успешно обосновывает целесообразность своего существования и эффективность своей работы в глазах коллективов, на членские взносы которых он существует. В противной ситуации, когда наряду с ухудшившейся конъюнктурой на мировых рынках растут и внутренние издержки производителей, у собственников могут возникнуть мысли о том, что пора начинать экономить. Отечественная традиция свидетельствует, что в первую очередь экономить начинают на персонале, которому приходится завязывать с социальным благоденствием.

Поправить (или хотя бы откорректировать) фискальную и ресурсную ситуацию внутри страны – задача, решить которую вполне под силу власти, о чем ей в очередной раз прямо сообщают профсоюзы. И сообщают, надо сказать, весьма своевременно. На повестке дня для украинской экономики - начало работы в рамках ВТО, что несет серьезнейшие внешние риски для промышленности. В условиях глобального свободного доступа на рынки (и украинский также) товаров и услуг остро встанет вопрос о конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и целых отраслей отечественной экономики. Профсоюзы видят в этом серьезный вызов, в первую очередь - в плане зарплат и социальных гарантий работникам.

«Владельцы предприятий в той или иной мере подготовились к этому (вступлению в ВТО), прежде всего, установив цены на свою продукцию на уровне мировых, - отметил лидер ПМГУ Владимир Казаченко. - Но мы неоднократно ставили вопрос: «Когда в Украине будут реализованы минимальные социальные стандарты, обязательные по нормам Международной организации труда?» В первую очередь это касается минимальной заработной платы. Во многих странах мира она составляет основную часть заработка и обеспечивает достойный уровень жизни. Но даже если минимальная зарплата в стране будет равна прожиточному минимуму, который обеспечивает лишь физиологическое выживание, проблема решена не будет. Украина не изолирована от глобального рынка труда и люди будут искать работу в России, Польше, Португалии - там, где выше уровень оплаты. Мы считаем, что следует установить прожиточный минимум, который обеспечит достойный уровень жизни, сделает эту государственную социальную гарантию основой всех систем оплаты труда. Вместе с этим необходимо как можно быстрее ввести дифференцирование размеров минимальной зарплаты для разных категорий работников по видам экономической деятельности».

Власть: начало поворота лицом?

Как видим, профсоюзы уверенно гнут свою линию в плане защиты интересов трудящихся. Хотя при этом их нельзя обвинить в узости мышления. Напротив - позиция, которую демонстрируют украинские тред-юнионы, в свете последних событий выглядит максимально конструктивной. Указать государству на хронические болезни, которые подрывают экономическую перспективу - дело крайне нужное, тем более, что порция здоровой критики державной недальновидности звучит не от бизнеса, который можно заподозрить в желании в очередной раз подэкономить (на налогах, к примеру) и получить сверхприбыль, а от профсоюза, который ратует за интересы наемных работников. Нужные для выздоровления пилюли зачастую бывают горькими, и власти пора это понять. А профсоюз имеет уникальную возможность занять позицию третьей, непредвзятой стороны, выступить посредником в процессе построения нормального диалога представителей экономики и государства. Поднявшись при этом на радикально новый уровень и достигая собственных целей.

Впрочем, первые признаки разворота власти к диалогу уже появляются. Так, правительство Украины урегулировало трудовой спор с профсоюзами, который длился с июля 2006 года, когда без согласования с последними были повышены цены на жилищно-коммунальные услуги и энергоносители. Соглашение подписал председатель Федерации профсоюзов Украины Александр Юркин и министр труда и социальной политики Людмила Денисова.

Г-жа Денисова сообщила, что в подписанном с профсоюзами соглашении содержатся три ключевых обязательства, которые берет на себя Кабмин. Так, при формировании проекта бюджета на 2009 год правительство обязалось оптимизировать набор товаров, согласно которому рассчитывается прожиточный минимум, рассмотреть возможность увеличения размера прожиточного минимума, изучить возможность изменения методики расчета совместного дохода семьи, который применяется для назначения социальной помощи (без учета сумм оплаченных налогов и взносов в фонды обязательного государственного страхования).

Кроме того, Соглашение содержит еще один важный пункт: представители профсоюзов смогут участвовать в заседаниях правительства, где решаются вопросы благосостояния граждан. Соответствующие изменения должны быть внесены в регламент Кабинета министров.

Таким образом, отечественные профсоюзы могут записать в свой актив достаточно важную победу. При сохранении прагматичной и разумной позиции, которую они демонстрируют сегодня, эта виктория будет точно не последней. А если запятая в предложении, вынесенном в заголовок, будет поставлена в нужном месте, то выиграют все – и бизнес, и власть, и трудящиеся…

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook