ГоловнаАналітика

Был ли помещик Николай Гоголь борцом за социальное равенство?

За что мы любим Гоголя сегодня, в независимой Украине?

Был ли помещик Николай Гоголь борцом за социальное равенство?

Наталия Рекуненко,

для ИА «Новый мост»

1 апреля 1959 года по случаю 150-летия со дня рождения Николая Гоголя днепропетровская газета «Зоря» писала: «Сатира Гоголя - це грізна, нержавіюча зброя. Цією зброєю не раз користувався великий вождь і вчитель трудящих Володимир Ілліч Ленін… Найчастіше Ленін звертається до «Мертвих душ» – 69 раз і до «Ревізора» – 36 раз… Приклад того, як Ленін користувався образами Гоголя у боротьбі з політичними противниками, надзвичайно промовистий: він свідчить про те, що письменник зумів глибоко проникнути в людську психологію, побачити людські слабості і негативні риси, узагальнити явища, типові у найрізноманітніших обставинах».

Как Новый Год встретишь, так его и поведешь! Новогодние ёлки должны обеспечить веселое настроение. Перечень вариантов празднования на сайте elkabilet.ru. А вот выдержка из рапорта цензора Евстафия Ольдекопа, составленного 2 марта 1836 года относительно «Ревизора»: «Эта пьеса остроумна и великолепно написана. Автор её принадлежит к числу выдающихся русских писаталей-новелистов… Пьеса не заключает в себе ничего предосудительного». «Ревизора» в рукописи читал и император Николай І и, судя по письму Гоголя к матери, оказал пьесе «высокое покровительство и заступничество».

Дело в том, что при жизни писателя разве что только по долгу службы чересчур подозрительные сотрудники Третьего отделения усматривали в его произведениях сатиру на существующий в России строй. Да и сам Николай Васильевич, вероятно, был бы сильно удивлён, узнав, что кто-то станет использовать его образы в борьбе с монархией, дворянством и буржуазией. Он действительно умел глубоко проникать в людскую психологию, подмечал человеческие слабости, но никогда не стремился обобщать явления, недостатки отдельных людей, чиновников и служащих не проецировал на государство в целом.

Он ведь сам был выходцем из дворянства, пусть и мелкопоместного, обедневшего, но всё же дворянства. Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 1 апреля 1809 года в семье помещиков Василия Афанасьевича и Марии Ивановны, проживавших в родовом селе Васильевка-Яновщина и имевших более 1091 десятины земли и 200 душ крестьян. В отношении последних Гоголь писал сестре в мае 1846 года: «В первый хороший день отправься в поле, чтобы всех видеть, сколько в день может наработать всякий… Ленивому ты должна говорить, что он может наработать больше, грех ему так не делать, что ты ему потому приказываешь и велишь, что бог приказал трудиться усердно… Мужикам расскажи, чтобы они слушали приказчика и умели бы повиноваться, несмотря на то, кто ими повелевает, хотя бы он был и худших их, потому что нет власти, которая не была бы от бога. Словом, так говори с ними, чтобы они видели, что, исполняя дело помещичье, они вместе с тем исполняют и божье дело».

Никоша рос хилым ребёнком, страдал непонятными припадками, часто становился задумчив, ни с кем не дружил, любил в одиночестве читать или слушать рассказы близких. Бабушка нередко читала ему о житии святых, особенно Гоголю запомнились мучения кроткого святого Акакия Синайского. Приставленый к Никоше слуга, сельский парень Яким, пересказывал небылицы о таинственных кладах, ведьмах и чертях. Всё, услышанное Гоголем в детстве, спустя годы нашло отражение в его прозе.

В 9 лет мальчика определили в Полтавское уездное училище. Через 2 года, узнав об открытии в Нежине Гимназии высших наук, Василий Афанасьевич перевёл сына туда. Учился Николай средне. Больше наук ему удавалась актёрская игра на гимназической сцене, язвительное копирование преподавателей и меланхолические стихотворения. Однако он мечтал о юридической карьере: под впечатлением от бабушкиных рассказов о праведниках, которые помогают ближним и которых за это оживает царствие божье, Гоголь тоже мечтал сделаться праведником и ещё в детстве поклялся себе «ни одной минуты короткой жизни не терять, не сделав блага».

Но одно дело – устремления разума, другое – зовы души. Душа Гоголя жаждала поэзии, рождала поэзию. В последнем классе он написал роман в стихах «Ганц Кюхельгартен» и по окончании учёбы отправился с ним в Петербург, рассчитывая, что этот труд принесёт ему славу и деньги. Однако читатели встретили роман равнодушно, а критика – негативно. Гоголь в отчаянии скупил весь тираж книги и сжёг.

Затем он попытался пробиться на сцену, и это ему не удалось. Хотя, судя по всему, актёрский талант у Николая Васильевича был. «Гоголь читал однажды у Жуковского свою «Женитьбу» в одну из тех пятниц, где собиралось общество русских литературных, учёных и артистических знаменитостей. При последних словах: «но когда жених выскочил в окно, то уже…» – он скорчил такую гримасу и так уморительно свистнул, что все слушатели покатились со смеху» (В.А. Соллогуб. Из воспоминаний). «Вчера Гоголь читал нам новую комедию «Ревизор»…Читает мастерски и возбуждает в аудитории непрерывные взрывы смеха. Не знаю, не потеряет ли пьеса на сцене, ибо не все актёры сыграют так, как он читает…» (Вяземский – Тургеневу, 19 января 1836 г.).

Некоторое время Гоголь перебивался писцом в департаменте уделов, но государственная служба его угнетала, и он выхлопотал место преподавателя истории в Патриотическом институте, где учились дочери военных. Преподаватель из Гоголя был посредственный – он не обладал достаточным количеством знаний для систематического изложения своего предмета. К тому же, вскоре «от однообразных трудов учителя» его отвлекли «занятия литературные»: он принялся за написание повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Их издание в мае 1831 года наконец принесло 22-летнему писателю долгожданную славу.

Но не избавило от необходимости служить ради заработка. Гоголь загорелся новой идеей – сделаться преподавателем Петербургского университета, и в 1834 году его действительно зачислили адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории. На первую лекцию нашумевшего в Петербурге писателя «навалили к нему в аудиторию все факультеты», в числе слушателей были замечены также Пушкин и Жуковский. Первая лекция Гоголю, великолепному рассказчику, удалась: за пять минут он овладел вниманием аудитории, после занятия слушатели окружили профессора и стали просить рукопись лекции – Гоголь обещал сделать это в будущем. Все с нетерпением ждали второй лекции, но она была короткой и скучной. Очень быстро студенты разочаровались в профессоре Гоголе и перестали к нему ходить. Да и самому писателю преподавание надоело.

После публикации сборников «Миргород» и «Арабески», повести «Тарас Бульба» и удачной постановки «Ревизора» Гоголь уехал в Италию, где работать над поэмой «Мёртвые души». Она вышла в свет в мае 1842 года. Читатели и критики разделились на два лагеря: одни восторгались «Похождениями Чичикова», другие – обвиняли Гоголя в клевете на действительность. Во втором томе «Мёртвых душ» писатель решил изобразить русскую жизнь в позитивных красках. Он работал над продолжением десять лет. С каждым годом его душевное здоровье ухудшалось, и укреплялось сомнение в правильности выбранного пути. О своих терзаниях Гоголь поведал священнику, и тот посоветовал ему уничтожить второй том «Мёртвых душ», мотивируя тем, что его сочинение может иметь вредное влияние. Писатель последовал совету духовника и сжёг рукопись (сохранилось в неполном виде только пять черновых глав романа). 4 марта 1852 года Николай Гоголь, не дожив месяца до своего 43-летия, скончался.

Проститься с писателем пришла чуть ли не вся Москва, где он провёл последние годы: «Стечение народа в продолжение двух дней было невероятное». «Московские ведомости» писали: «Гоголь умер! – Какую русскую душу не потрясут эти два слова? – Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё ещё не хочется ей верить…Мир его праху, вечная память его жизни, вечная слава его имени!».

Помнили и чтили Николая Васильевича и в нашем городе, хотя в этих краях писатель не бывал ни разу и, когда изображал здешние места в «Тарасе Бульбе», пользовался, в частности, вышедшей во Франции в 1650 году и переведённой в России в 1832-м книгой «Описание Украины» Боплана, французского инженера, строившего крепость Кодак. Тем не менее, с конца ХІХ века существовало Екатеринославское литературно-просветительное общество имени Н.В.Гоголя, члены которого устраивали лекции и доклады по литературе, собирали средства на благотворительные обеды по случаю праздников, устраивали ёлки для детей бедных екатеринославцев и содержали общеобразовательные вечерние курсы Гоголевского общества.

Весной 1909 года, когда в России широко отмечалось 100-летие со дня рождения писателя, екатеринославская общественность предложила, а городская дума утвердила переименование улицы Волосской в Гоголевскую. Тогда же ученики и учителя екатеринославского Коммерческого училища по инициативе его директора Антона Синявского, собрали средства на изготовление памятника Николаю Васильевичу. Его установили, как пишется в адрес-календаре «Весь Екатеринослав» на 1913 год, «на бульваре, примыкающем непосредственно к коммерческому училищу», то есть рядом со зданием, где сегодня размещается Днепропетровский областной совет. Памятник был небольшим и представлял собой бронзовый бюст Гоголя на высоком гранитном постаменте. Его автором был скульптор-академик Гинцбург (бюст Пушкина, установленный на постаменте в 1901 году и ныне стоящий на проспекте Пушкина – его же работа).

Позднее городские власти решили памятник Гоголю перенести на бульвар на пересечении улицы Гоголя и Полицейской улицы (ныне – ул. Шевченко). Бронзовый писатель возвышался там до 1959 года, а к 150-летию со дня рождения Гоголя памятник надумали переустановить и переделать – так на пересечении улицы Гоголя и проспекта К.Маркса появился гранитный бюст писателя. Куда подевался старый, бронзовый, никто не знает.

За что мы любим Гоголя сегодня, в независимой Украине? Кто-то - за то, что его «Тарас Бульба», как утверждают учёные, наиболее влиятельное произведения так называемой украинской школы в русской литературе (вспомним также незабвенное высказывание Достоевского: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»). Кто-то – за его живые, красочные описания украинских степей и быта запорожского козачества и в целом украинского народа, пусть даже это не столько история, сколько романтические мифологизированные картины (учёные настаивают на том, что в «Тарасе Бульбе», например, Николай Васильевич изображает не реальную Украину, а «идеализированную призрачную страну»). Кто-то восторгается тонкой наблюдательностью Гоголя и его юмором, источником которого был украинский фольклор.

Одним словом, сколько бы мы не переосмысливали Гоголя, под каким бы углом зрения не рассматривали его произведения, несомненным остаётся одно – Гоголь был одним из талантливейших писателей, рождённых в Украине, воспитанных на украинской народной культуре, и творчество его и поныне не утратило свою актуальность. Как бы высокопарно это не звучало.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook