ГоловнаІнтерв'ю

Нардеп Святослав Олийнык: «Обвинения Тимошенко в государственной измене ничем не подкреплены»

После развала коалиции, по мнению Святослава Олийныка, объединение БЮТ и ПР может стать самым «сильным» вариантом новой коалиции...

Нардеп Святослав Олийнык: «Обвинения Тимошенко в государственной измене ничем не подкреплены»

Екатерина Валигурская, ИА «Новый мост»

Премьер-министр Юлия Тимошенко не так давно была обвинена в государственной измене. После громкого заявления ситуация зависла в воздухе. Так была измена или нет? - обвинение нашему корреспонденту прокомментировал народный депутат Украины, член фракции БЮТ Святослав Олийнык:

- Очень плохо, когда на официальном сайте главы государства появляется заявление каких-то чиновников (Кислинский и Поречкина) о том, что Премьер-министр занимается… национальной изменой. Это вопиюще! Представьте, как на это смотрят руководители других государств, дипломатические миссии. К примеру, если бы мы прочитали подобное заявление о Польше. О том, что польский Президент обвиняет в госизмене своего премьера. Если бы я прочитал такое сообщение, то ожидал бы логического продолжения, например, заведения уголовного дела. А в нашем случае происходит громкий слив информации без продолжения.

Есть 3 громких заявления без логического продолжения (покушение на Балогу, государственный переворот и госизмена премьера). И речь не в том, что это плохо для премьер-министра. Таким образом подрывается авторитет страны. Ни один здравый человек не захочет иметь дело ни на дипломатическом, ни на экономическом уровне с государством, у которого происходит такой клинический случай. Ведь сообщения на сайте Президента ничем не наполнены, ничем не подтверждаются. И я готов это доказать.

Если рассмотреть все 6 пунктов обвинения, то клиника процесса станет очевидной.

Первое: на исполнении у правительства находилось 611 поручений СНБО, из которых выполнено около 1/3. Невыполнение 2/3 поручений расценивается, как национальная измена. Но, если подумать, то эти поручения были выданы в течение полугода, то есть по 4 поручения каждый день. Во-первых, СНБО 4 раза в день не собирался; во-вторых, что это за орган, который позволяет себе 4 раза в день, включая выходные, выписывать правительству поручения? По сути, он практически дублирует правительство.

Второе: действия правительства по разрыву контракта с фирмой «Венко». Здесь все очень просто и ясно. Если Украине не нужен шельф Черного и Азовского морей, и она готова отдать их в разработку каким-то иностранным компаниям, то почему это не сделать публично, на понятных условиях, на основе открытого конкурса? Почему за ночь или за день исчезают 2 моря в абсолютно дискриминационных условиях контракта. Дискриминационными условиями в данном случае является то, что когда какое-то государство отдает свои недра в разработку, четко оговаривается процент нефти, который идет на внутренние нужды. Здесь же этого не было. Здесь 100% добытого сырья должно было уходить в иностранные компании, а Украина свою часть должна была получать только в виде дивидендов. То есть, мы просто кому-то дарили возможность разработки нефти и газа на нашей территории за какой-то эфемерный бонус, которого могло бы и не быть.

Третье: отказ правительства развернуть нефтепровод «Одесса-Броды» в противоположном направлении. Здесь даже мне не все понятно. Это вопрос больше к экспертам. Но ясно одно: если нефть в трубе идет в одну сторону, а потом ее предлагается развернуть в другую, то нужно понять, какая нефть зайдет с той стороны. И это главный смысл. Если бы еще были контракты на поставку нефти из Ирана или другой страны, тогда эти обвинения были бы понятны. Но таких данных нет по сей день.

Четвертое: падеж скота - свиней на 10% и коров на 19%. Здесь очевидный цинизм, потому что падеж скота происходит на протяжении многих лет. И кульминационной точкой стало нарушение определенных балансов внешней политики, когда в ответ на наши неудачные дипломатические действия, действия конкретно Президента Ющенко, Россия прекратила закупать украинское молоко. И тогда глава государства сказал, ничего страшного, это всего 3% баланса. Так вот эти 3% торгового баланса обернулись тем, что корова в селе, которая была для многих источником существования, стала давать молоко, которое некуда стало девать. И на сегодняшний день с печальной улыбкой фермеры шутят о том, что вода, которая стоит 12 грн./куб, для фермеров стала дороже молока, и разводить молоко водой уже невыгодно, потому что вода дороже. Рентабельность сельского частного производителя стала отрицательной. Это привело к тому, что скот начали вырезать. И в этом, оказывается, тоже обвинили Премьер-министра.

Пятое: не увеличен бюджет на финансирование армии. В 2007 году президент повелел в своем Указе увеличить финансирование армии. Но бюджет, как известно, принимает Верховная Рада. То есть получается, что Тимошенко виновата в том, что ВР не проголосовала за принятие этих изменений.

Шестое: самый, пожалуй, уникальный пункт обвинения – это то, что плохо работает Фонд госимущества. Всем хорошо известно, что это происходит именно благодаря трем незаконным указам Президента. Почему незаконных? Потому что уже Конституционный суд установил их незаконность, и по каждому из этих указов есть соответственное решение Суда. Именно благодаря этим указам и невыполнению «Нашей Украиной» конституционного соглашения не состоялась смена руководства ФГИ. И во главе его осталась Валентина Семенюк. Исключительно по инициативе Президента. В результате, Семенюк торжественно заявила, что за полгода работы ФГИ выполнил программу аж на 4%. В этом тоже обвинили Премьер-министра Тимошенко.

Вот вам и все пункты обвинения. Но нужно еще учесть, что если есть сообщение о преступлении, а оно было датировано 21 августом этого года, уголовно-процессуальный кодекс обязывает правоохранительный орган в течение 3 дней принять процессуальное решение: или возбудить уголовное дело, или отказать в возбуждении уголовного дела. В отдельных сложных случаях это может быть сделано в течение 10 дней. Но 10 дней уже прошло. И на сегодняшний день, очевидно, что Служба безопасности действует за пределами закона, потому что нет сообщения ни о возбуждении уголовного дела, ни об отказе в возбуждении уголовного дела. То есть, с юридической точки зрения - это чистый произвол, который уже стоил и.о. председателя СБУ Валентину Наливайченко того, что он набрал ноль голосов в парламенте. И, наверное, когда-нибудь это закончится и уголовной ответственностью, в случае, когда организовывалось тотальное прослушивание членов Кабинета министров.

- Есть ли у БЮТа своя кандидатура на пост главы СБУ?

- От БЮТ кандидатуры на пост начальника СБУ нет. На сегодня мы не имеем консолидированного решения. И исходим из того, что это прерогатива Президента. Мы можем говорить лишь о том, кто будет временно исполнять обязанности руководителя СБУ. Точно известно, что это будет не Наливайченко.

- Если уж мы заговорили о силовых ведомствах, то последнее время опять возобновились слухи о снятии с должности прокурора области Владимира Шубы. Насколько они правдивы?

- Не думаю, что это правда. Сколько я помню, столько ходят подобные слухи, и каждый раз под ними нет никаких оснований. Я знаю ситуацию по Генпрокуратуре и могу сказать, что действующий прокурор вообще не произвел ни одного увольнения прокуроров области, кроме как по собственному желанию. Что, в принципе, положительно. Что касается Шубы, то при всех сложностях или одиозности этой фигуры безусловно можно ответить только одно. Мы имели, к сожалению, несколько техногенных катастроф. Так вот, только в Днепропетровской области по результатам аварии, которая повлекла массовые жертвы, 3 реальных руководителя привлечены прокуратурой к уголовной ответственности. По всем остальным катастрофам в других областях – Донецкой, Львовской - прокуратура бездействует. И это уже говорит о том, что Днепропетровская прокуратура исполняет свои функции, по крайней мере, лучше, чем в других областях.

- И снова о большой политике. Я знаю, Вы уже были на своем округе, встречались с избирателями. Как они реагируют на возможный союз с регионалами, и имеет ли он перспективы?

- Не очень правильно говорить о нашем союзе с регионалами. У нас было ситуативное голосование, и оно имеет свои причины. Это было правильное голосование. Парламент работал продуктивно, как никогда. Я уверен, что и следующая пленарная неделя будет такая. В принципе, если бы мы не пошли на этот ситуативный союз, то сегодня вместо темы о том, существует коалиция или нет, мы бы обсуждали гораздо более печальные темы, темы наших внешних отношений с Россией и Грузией. Это была предельная точка, после которой мы поняли, что коалиция не стоит того, чтобы начинать военные действия с другим государством. А Президент, шантажируя нас соглашением с «Нашей Украиной», требовал голосования крайне агрессивного заявления по поводу событий России и Грузии, где предлагалось практически признать Россию агрессором, чего не сделала ни одна страна мира, ни Евросоюз, ни США. Это была чистая провокация, которая влекла бы за собой возможность очень нехороших действий той же России, прежде всего, на экономическом уровне. И это заявление принесло бы ущерб, прежде всего, нашей стране. Для избирателей важно, чтобы мы выполняли свои обещания. Именно поэтому такое решение не будет приниматься очень быстро и где-то кулуарно, ночью и т. д. Мы обязательно будем входить в публичную дискуссию и будем смотреть на результаты общественного мнения, которые сейчас проводятся, по-моему, всеми социологическими службами, которые только есть в стране.

- Чем аргументировал такую настойчивую позицию в отношении России Президент?

- Он объясняет это патриотизмом, но здесь на память приходят слова классика: «Патриотизм – это последнее убежище подлеца». Потому что мне кажется, что патриотизм, если уже о нем и говорить, – это действия в конкретном прагматичном русле в интересах собственной страны. Здесь же четко угадывается иностранный сценарий.

Что реально произошло на фоне конфликта между Россией и Грузией? Американский кандидат в президенты Маккейн поднял свой рейтинг по отношению к своему оппоненту Обаме. То есть получается, что Россия, Грузия и Украина рассматриваются как съемочная площадка, плацдарм для Америки.

- Как вы оцениваете финансовую поддержку Грузии в 85 млн. грн., когда эти средства могли бы пойти на помощь пострадавшим от стихии на Западной Украине?

- Мы не против поддержки. Гораздо больше, чем перечисление этих средств в Грузию, меня интересует проведение военного парада за 70 млн. грн. Вот уж точно совершенно ненужные расходы, абсурдные по своей сути. Военные парады – атавизм из XX века.

- И все-таки, кто, по-вашему, виноват в развале коалиции?

- Если смотреть правде в глаза, формально коалиция существовала, а фактически Балога ее уже давным-давно разрушил. Сначала он создал «Единый центр» внутри коалиции, потом вывел двух депутатов и еще устроил разбирательство в Конституционном суде по этому поводу. То есть, нам не оставалось ничего другого, как выйти на конструктивный режим работы. Кстати, это наглая ложь о том, что БЮТ объединился с регионами, потому что голосовали так: БЮТ, ПР, фракция коммунистов и по многим вопросам - фракция Литвина в полном или частичном составе, плюс депутаты от «Народной самообороны». То есть, все фракции в парламенте принимали участие – 383-400 депутатов проголосовали те или иные вопросы. Поэтому я бы не говорил о соединении БЮТ и ПР. Я бы сказал, что против абсурдных, опасных действий Президента, грозящих военными конфликтами, объединился весь парламент, кроме группы «Нашей Украины», в которую входят братья, сваты, кумовья, односельчане, пасечники Президента. И что интересно, когда перестали обращать внимание на Президента, парламент вошел в конструктивное русло работы. Я для себя сделал такое сравнение: когда из тела вытаскивается заноза, организм начинает выздоравливать.

Но в знак протеста «Наша Украина» учинила демарш через личные звонки Президента каждому депутату и выходит из демократической коалиции. Заметьте, мы не сделали ни одного шага для того, чтобы разрушить эту коалицию.

- Какие возможны коалиционные союзы?

- После развала коалиции возможны 3 варианта.

Вариант первый: не формирование никакой коалиции. Возникают основание, только основание, что не обязательно, для возможных внеочередных выборов в Верховную Раду. По моему мнению, это самый худший из всех возможных вариантов. Во-первых, перевыборы пройдут в новогоднюю ночь. Во-вторых, есть общая антипатия по отношению к этим беспрерывным выборам. В-третьих, и это, пожалуй, самое неприятное, это то, что снова на полгода остановится работа государства. А если оно останавливается, оно не стоит на месте, а катится вниз. Опять начинается хаос и грабеж, как в последний день у чиновников, которые начинают чувствовать себя временными. И есть еще одна опасность у этих внеочередных выборов, что они могут начаться и не закончиться, потому что Президенту не выгодно, чтобы вообще опять заработал парламент. В таком случае он остается единственным правителем и не исключено, что именно такую цель он и преследует.

Второй вариант: формирование коалиции на основе куска «Нашей Украины», ПР и Блока Литвина. Он вполне математически возможен.

Третий теоретический вариант: коалиции между БЮТ и ПР. Скажу от своего имени: я абсолютно спокойно рассматриваю такой вариант. Пришлось выслушать многих людей, и здесь нет ярого противодействия идее. Если такой вариант коалиции – цена стабильной работы органа власти, понятие нормального прогрессивного бюджета, то это вполне возможно. И такого мнения придерживается большая часть депутатов фракции БЮТ.

- Это будет самый «сильный» вариант?

- Это будет очень «сильный» вариант, и знаете, в нем есть какая-то новизна, потому что в жестких конфликтах и конфронтациях, войны всех со всеми мы уже пожили. И знаете, ведь в такой ситуации, чтобы не потерять свои электоральные позиции и рейтинг, обе политические силы просто обречены, чтобы делать какие-то конструктивные действия. В этом случае точно могу сказать, что роль Президента не будет иметь никакого значения. Вообще никакого. Вот многие спрашивают: «А будет ли в таком случае голосоваться импичмент?». Нет, не будет. Никто на это не будет тратить время. Будем пользоваться моментом, когда органы власти работают, не мешая друг другу, и не будем тратить ни секунды времени на всякие побочные эффекты.

- После усиления полномочий Кабмина и упрощения процедуры импичмента, является ли пост Президента таким же лакомым куском, как и ранее?

- Во-первых, импичмент не упрощен. Он как был сложный и нереальный, так и остался таковым. Там 10 стадий, из которых регламентировали 2. Привлекателен ли пост Президента? Для Ющенко – однозначно нет. Он этот пост превратил в прах. Для любого другого политика, особенно для Тимошенко или Януковича, этот пост крайне привлекателен по той причине, что они опираются на парламент. Вот Президент – пустое место, потому что он не имеет поддержки в парламенте. И 40 кумовей его не спасают. Он умудрился настроить всех против себя.

- Каким образом сейчас Президент может влиять на правительство и Верховную Раду?

- Действующий Президент никак не может на нее влиять, и в случае, если БЮТ с ПР объединяются, он становится на третьем месте в сюжетах новостей о том, куда возложили какие цветы. Другого пути нет. И пусть он тогда обсуждает с Маккейном проблемы пчеловодства.

- Кто будет в оппозиции?

- Свято место пусто не бывает, потому что оппозиция - очень выигрышное место для тех политических сил, которые начинают движение вперед. Остается около 150 депутатов разных фракций, которые уже поделены на группы. И все эти ответвления могут благополучно занять место в оппозиции и более того, они его обязательно займут. Потому что оппозиция народу нравится. И для тех, кто растет в политике – это однозначно очень выгодное место.

- Как ситуация в Грузии и внутренняя политика Украины повлияли на инвестиционное пространство Днепропетровска, и, в частности, на подготовку города к Евро-2012?

- Думаю, что не все так плохо. Смотрите, мы первые, кто открыл не только в Украине, но и в Польше первый стадион к Евро. Польша имеет гораздо лучше нас подготовленную инфраструктуру и дороги, но стадионы у них гораздо хуже. В плане стадионов они рассчитывают на наши. И этот первый стадион не имеет никакого бюджетного происхождения. Он построен за частные деньги, и спасибо этим олигархам, спасибо Игорю Коломойскому за то, что он это сделал. И точно также мы скажем спасибо Ринату Ахметову, когда он откроет стадион в Донецке, а потом Александру Ярославскому, который тоже самое сегодня делает в Харькове. То есть мы видим, что есть определенная консолидация крупного капитала, направленного на достижение результата по Евро. И я думаю, что это справедливо не только для крупного, но и для среднего и мелкого капитала, потому что каждый средний бизнесмен понимает, что если здесь пройдет автотрасса «Днепропетровск-Киев», то здесь уже можно закладывать фундамент под отельчики, мотельчики и ресторанчики, а также для заправок, тиров, паркингов и пр. И это не только украинские инвесторы. Я сегодня вижу явную инвестиционную заинтересованность и со стороны поляков, и со стороны Латвии, России. Я думаю, что в ближайшем будущем мы будем иметь ситуацию, когда через Польшу к нам придут евроденьги, как деньги, выделенные на территории, граничащей с Евросоюзом. Это будет еще один большой стимул для инвесторов. Но до сих пор у нас острая позиция дефицита -услуг, сервиса, производства. Сюда есть, с чем приходить.

Думаю, что проблема сегодня не в инвестициях, если мы говорим о Днепропетровске. Здесь есть некая ментальная особенность. Я ее называю максимализм. Вы не обращали внимание на то, что наши бизнесмены строят все самое крупное или в мире, или в Европе? «Бартоломео» - самый крупный ресторан в Европе, «Цунами» тоже самый крупный подобный комплекс в Европе, или в мире. «Мост» тоже, похоже, самый крупный в стране. И этот менталитет нас спасет.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook