Александр Вербицкий, специально для ИА «Новый мост»
По состоянию на 1 января 1992 года в армии, (уже не советской, но еще не украинской) было 720 тыс. человек. А полноправная история современной Украинской армии берет свое начало с октября 1993 года, когда постановлением парламента была утверждена первая военная Доктрина. Согласно этого документа, украинская армия призвана защищать государство только от внешних воздействий или проявлений, например, опасной концентрации вооруженных сил других государств вблизи своих границ или попытки вторжения противника на территорию страны.
Доктрина не рассматривала в качестве источника опасности внутренние факторы. Тем более не учитывался рост незаконного оборота оружия и наркотиков, проявления международного терроризма, распространение экстремистских, сепаратистских и радикальных религиозных организаций.
Годовые расходы Украины на оборону страны в 2002 году составили $14,09 на 1 украинца (в сравнении с военными бюджетами стран мира, то в России эта цифра в 5 раз выше, в Польше – в 12 раз, в Германии – в 47 раз). И все же, до 2003 года министерством обороны был разработан перечень основных задач ВС Украины и мероприятий по реформированию украинской армии. Сама реформа осуществлялась на основе положений государственной программы «Реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2005 года».
- противоправная деятельность экстремистских организаций и попытки создания террористических групп,
- опасное снижение уровня обеспеченности современной военной техникой,
- медленные реформы в Вооруженных силах Украины,
- неудовлетворительное социальное обеспечение действующих и уволенных в запас военнослужащих,
- накопление устаревшей военной техники и боеприпасов (что привело в последствии к трагическим последствиям в Новобогдановке).
Внешние военные угрозы заключались в незавершенности оформления государственной границы и нестабильность в соседних странах.
Согласно этой доктрине в составе Вооруженных сил необходимо было иметь объединенные силы быстрого реагирования (ОСБР), основные силы обороны и стратегический резерв. Предусматривалось общее сокращение армии на 155 тыс. человек и доведение к концу 2005 года штатной численности вооруженных сил до 200 тыс. человек. При этом должны были выполняться положения доктрины относительно обороноспособности и безопасности государства, что в условиях сокращения численности, мягко говоря, трудно представлялось.
Таким образом, в 2004 году, Украина взяла курс на вступление в НАТО и ЕС, тем самым возложив ответственность за собственную безопасность на эти структуры. А себе оставило право проводить реформы. И как это не странно – повышать боеготовность и воинскую выучку личного состава, причем за чужие деньги. Достигалось это достаточно просто – направлением воинских подразделений или военных советников в горячие точки планеты.
Украинские миротворцы посетили – Республику Молдова, Косово, Грузию, Ливан, Сьерра-Леоне, Демократическую Республику Конго, Эфиопию, Эритрею, Республику Ирак и Либерию, а Украина стала «самой часто посылающей» собственных солдат страной, получая при этом $150 млн. в год от участия военных в миротворческих операциях.
Мало того. Для того, чтобы попасть в контингент миротворцев, кандидатам необходимо пройти суровый отбор и впоследствии - специальную подготовку, чтобы зарабатывать от $600 в месяц и питаться на 20$ в день.
Промежуточный вывод
Главная же внутренняя проблема армии - это даже не социальная незащищенность, а растущий уровень преступности. В 2005 году в ВС было зарегистрировано 847 преступлений, в том числе 148 связанных с коррупцией, в преступной деятельности были уличены 825 лиц, из них 199 - офицеры. За 8 месяцев 2006 года Генпрокуратура зафиксировала 584 преступления, из них 104 связаны с коррупцией, 21 - со взятками, в них замешаны 559 лиц, из них 151 - офицер.
Пациент скорее жив...
Итак, мы знаем о том, что с 2004 года Украина задекларировала свое стремление вступить в НАТО и ЕС, как основную внешнеполитическую цель, изложенную в Военной Доктрине. Но членство в НАТО, так же как и в любой другой коллективной системе безопасности, способствует укреплению безопасности страны в определенных направлениях, но никогда не заменит те меры, которые обязано предпринимать государство для обеспечения своей национальной безопасности.
Так каковы же дальнейшие шаги государства по обеспечению армии всем необходимым, а само себя - необходимой обороной?
Скорее всего, главным содержанием дальнейшего продолжения военной реформы будет сокращение избыточной военной инфраструктуры страны (к слову сказать, Россия осуществила подобные мероприятия еще в 1997-1999 годах. За 2 года из состава ВС РФ было выведено более 1 тыс. военных городков). Украина уже отстает от северного соседа в этом вопросе (точнее комплексе мероприятий по передаче более 400 городков в коммунальную собственность) на 7-8 лет.
Также будет проводиться поэтапное сокращение численности ВС. Например, в ближайшие 5 лет планируется уволить в запас почти 60 тыс. офицеров. В Министерстве обороны Украины хотели бы, чтобы территорию военных частей, которые сокращаются, люди в погонах оставляли уже с гражданским дипломом на руках. Это означает, что увольняемый в запас офицер должен будет иметь право пройти обучение по выбранной гражданской специальности и получить «гражданский» диплом до момента увольнения (это, наверное, одна из новых форм социальной защиты).
Отраден факт того, что реформирование в армии затрагивает и такие, казалось бы, мелочи, как портянки, которые заменили носками. Но еще более радует то, что в «армии будущего» не будет места хозработам и подсобным хозяйствам.
В нынешнем году количество военнослужащих, которые будут проходить воинскую службу по контракту, увеличится на 7 тыс. человек. В рамках призывной кампании-2008 в ряды ВС Украины будет призвано 30 тыс. человек. А к 2010 году численность ВС Украины составит приблизительно 145 тыс. человек.
Призывникам-2008 года (как и их предшественникам, начиная с 1993 года) придется иметь дело с советской техникой и вооружением – начиная от автомата АК-74 (АКМ, АКМС АКСУ и т.д.), заканчивая танками Т-62 и модификациями Т-80.
А если... воздержаться?
Есть варианты и не служить в армии.
Реальные:
2. Военная кафедра в ВУЗе, позволяющая получить за 2 года офицерское звание (и в последствии стать офицером запаса), не проходя срочную службу. Но количество таких вузов с каждым годом будет уменьшаться.
3. Отсрочка от призыва:
- по семейным обстоятельствам
- по состоянию здоровья, для получения образования
- для продолжения профессиональной деятельности
- также отсрочка предоставляется лицам, находящимся под следствием или ожидающим решения суда.
4. Неявка на призывной пункт. Если подобное будет продолжаться неоднократно, может повлечь за собой интерес внутренних органов и военной прокуратуры.
Виртуальные:
С момента подачи законопроекта и регистрации в ВР (весна 2006 г.) все несколько подорожало, следовательно, к названной сумме может быть применен пересчет (исходя из индекса инфляции)
2. Уехать (на ПМЖ, место работы, командировку, долгий отпуск - на время призывной компании) в другую страну.
Но и в этом случае нужно знать, что: в Швейцарии служат 4 месяца, Норвегии и Финляндии - 6, Швеции – 7,5, Израиле (с 2007 года) – от 4 до 8 месяцев, и в Германии - 9 месяцев. В более теплых или экзотических странах служат годами: в Китае и на Кубе - 3 года, а в Северной Корее - от 5 до 8 лет.
Что и кто сделал не так?
2. Президенты страны проявляли нерешительность в деле реформирования армии, пользуясь принципом дуализма собственной позиции (между Западом и Востоком).
3. Правительства (начиная с 1993 года), беря пример с Президентов, финансировали армию по остаточному принципу, надеясь на дисциплинированность военнослужащих, что привело к росту преступности и печальным инцидентам.
Все вышеперечисленное происходит еще потому, что в численном соотношении армия, в качестве избирателей, намного меньше, чем постоянно и регулярно дотируемая из государственного бюджета категория населения (медработники, педагоги, государственные служащие, пенсионеры, льготники). И пока руководство страны будет рассматривать армию с точки зрения политики, армии (в смысле слова - согласно военной Доктрине) у нас не будет.